Ольга Холоднюк
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить педагогов с инновационной технологией «Синквейн» с целью дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить педагогов с технологией синквейн.
Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Публикация «Использование технологии „синквейн“ в речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Синквейн - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Придумала синквейн американская поэтесса Аделаида Крэпси. Существуют определенные правила написания синквейна. Алгоритм синквейна для детей, похож на ёлочку. Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн. Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Для дошкольников чёткого соблюдения правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Условные обозначения слов для составления синквейна :
Слово – живой предмет (кто)
Слово – неживой предмет (что)
Слово – определение (какая? какой? какое)
Слово – действие (что делает)
Предложение из четырех слов
Слово – ассоциация (синоним первого слов)
Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните основные правила его составления.
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
5 строчка – одно слово – вывод, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке. Обычно - существительное.
Составление синквейна «Апельсин»
Апельсин
Круглый, оранжевый
Растёт, висит, зреет
Я люблю апельсины
Фрукт.
Синквейн можно составлять по прочитанному произведению Корнею Чуковскому «Айболит»
Айболит
Добрый, хороший
Путешествует, лечит, спасает
Айболит очень любит зверей
Доктор.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Заяц.
Белый, пушистый.
Прячется, боится, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.
?
Серый, колючий
Фыркает, спит, сворачивается
Мне нравится этот зверёк
Лес.
Я вам предлагаю составить синквейн про отдых.
Отдых.
Активный, спортивный.
Заряжает, закаляет, тренирует.
Долгая прогулка на свежем воздухе.
Поход.
Эффективность и значимость технологии синквейн :
- во-первых, его простота. Синквейн могут составить все;
- во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
- в-третьих, синквейн является игровым приемом. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
В нашей беседе хотела сказать,
Что значит «Синквейн», как его применять?
В методике правило пяти строк,
И знать их желательно нам на зубок.
Вот в первой строке лишь слово одно:
О чем хочешь ты рассказать нам давно.
Вторая строка – прилагательных два
И сложного нет ничего здесь пока
А в третьей строке – глагола лишь три,
Подумав, ты быстренько их назови.
В четвертой и фразу попробуй сказать.
И справившись с этим, иди к строчке пять.
Подводим итог в строке номер пять
Синонимом первой она должна стать.
«Синквейн» - это просто, с детьми поиграйте.
И речь детишек в игре развивайте.
Прекрасная работа. Вы все молодцы.