Ковригина Юлия Игоревна
Использование технологии моделирования при заучивании стихотворений детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из основных направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности.
Моделирование - оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами.
Публикация «Использование технологии моделирования при заучивании стихотворений детьми старшего возраста» размещена в разделах
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
•символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• силуэтные и предметные картинки.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Из личного опыта помню очень прекрасно преподавателя, который пришел к нам на преддипломную практику в школу на урок литературы. Тогда мы изучали Сергея Есенина стихотворение о Москве. По этому стихотворению у группы Монгол Шуудан написана песня «Москва». Так я это стихотворение помню до сих пор, потому как преподаватель предложил метод моделирования. На доске она нарисовала пленку от советского фотоаппарата, в кадрах которого мы нарисовали все то, о чем говорится в стихотворении. Мы рисовали старый ссутулившийся дом, пёс, который давно сдох, московские изогнутые улицы и так далее. Мне этот метод очень понравился, и я его сейчас использую при заучивании стихотворений с дочерью.
Я работаю в ясельной группе детского сада, так при заучивании детских песенок с маленькими детками я тоже использую данный метод. Детям очень нравится танцевать с движениями, которые рассказывают о том, что в песне происходит. Порой, когда заиграет музыка, я уже движений не помню, а они танцуют и веселятся.
Моделирование - это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы. Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми. Новизна метода заключается в том, что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме», решать задачи «про себя», во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т. д., педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию.
Актуальность данной методики в целом для развития дошкольников:
наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации; –дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.