Киселева Софья Георгиевна
Использование технологии Базарного В. Ф. в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Хотела бы вас познакомить с научными трудами талантливого ученого Базарного Владимира Филипповича.
Русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах, школе сориентирована против природы ребенка.
Публикация «Использование технологии Базарного В, Ф, в ДОУ» размещена в разделах
Под руководством ученого доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”.
Возникла необходимость поиска путей, помогающих организовать учебный процесс в соответсвии с законами, непротиворечащими природе ребёнка, поиска путей к природосообразныму образованию здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии в построении самого уч. процесса, которые:
a) раскрывают свободу для постоянного удовлетворения генетической страсти ребёнка к движениям, в т. ч. обеспечивают проведение образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями при интеграции различных образовательных областей;
б) создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья за счет нацеленности на эту задачу администрации и всего педагогического коллектива ДОУ, в т. ч. воспитанников и воспитателей, педагогов и родителей.
Задачи формирования и укрепления здоровья детей могут быть решены только благодаря осуществлению комплексного подхода к их воспитанию и образованию. Здоровьеформирующая образовательная технология - это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые заменяют традиционные закрепощено – обездвиженные не эмоциональные технологии обучения на активные: моторно – поисковые, эмоционально насыщенные.
совершенствование учебно-воспитательного процесса
Внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок.
Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.
Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно: на коромыслах, на занавеске, за цветком и т. д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.
Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - «режим зрительных горизонтов», когда дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых «коромыслах», которые подвешены к потолку в четырех углах комнаты. Чтобы выполнить задание, дети должны совершить десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль, выпрямив спины и вытянув шеи.
Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера.
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.
Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра)
Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу офтальмотренажёра)
Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске офтальмотренажёра)
Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу).Потом она полетела по синему овалу (водим указкой по синему овалу).
Затем бабочка начала порхать по длинной жёлтой дорожке, и т. д.
В. Ф. Базарный предложил использовать во всех школах и детских садах несколько принципов:
Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.
Во-вторых, в образовательном процессе для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут и проводятся на материале учебного предмета.
В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на занятиях должен применяться специально разработанный "Экологический букварь” (картина-панно, расположенный на одной из стен группы и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты. Это даёт возможность практически "бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.
В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле педагога оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее.
Упражнения на зрительную координацию
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет.
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-
двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.
На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.
Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
- только глазами при неподвижной голове и туловище;
- с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.
Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.
Через каждые 10-15 минут работы проводится физминутки для профилактики нарушения зрения.
Схема их проведения такова.
1 Дыхательные упражнения.
Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.
3. Упражнения для наружных мышц глаза.
4 Общеразвивающие и корректирующие упражнения.
5. Упражнения для внутренних мышц глаза.
Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.
Упражнения на мышечно-телесную координацию
Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы.
Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот
«Письмо носом»
Им можно заниматься в любом положении, но, конечно, удобнее и правильнее всего – в сидячем. Необходимо сесть и расслабиться, прикрыть глаза и вообразить, что кончик носа – это карандаш или ручка, с помощью которой можно что-нибудь написать либо нарисовать. По своему усмотрению выбрать, что хочется изобразить, и медленно выполнять. Удобство «письма носом» заключается еще и в том, что оно дает глазкам долгожданный отдых.
“Диаграмма” для разгрузки зрения
На стене где дети прослеживают путь зверей в теремок. Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость. Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх – вниз, вправо – влево. Уделяется особое внимание профилактики близорукости у детей.
Во время непосредственно образовательной деятельности проводятся упражнения по методике Аветисова для увеличения зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все упражнения способствуют улучшению зрения.
" Стенд пальцевых узоров", который представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем яркими, цветными, пластическими линиями - узорами; ежедневное обведение пальчиком каждого заданного образца (волны, точек, ветра, узора, дерева) выполняются детьми в положении телесно - моторной свободы, достигаемой в режиме телесной вертикали, повышают эффективность свободы и точности произвольного графического действия.
Рисование пальчиком, которое является эффективным занятием, развивающим ручное, а точнее, зрительно - тактильное чувство на художественно - пластической основе;
Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз.
Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает основная тяжесть всех нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.
Данную методику очень рекомендую взять за основу организации режимных моментов в детском саду.
Литература: статья воспитателя Сёминой Натальи Николаевны; статья Сидоровой Зои Григорьевны.