Анна Резенова
Использование техники «ганутель» в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
В наше время наиболее актуально возрождение старых традиций народного творчества, декоративно-прикладного искусства. Именно оно, по мнению ряда исследователей (Н. Н. Саккулина, Ю. А. Арбат, близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, наиболее эффективно и положительно воздействует на развитие ребенка : формирует его волю, характер, является средством познания мира. Поэтому следует сохранять и развивать старые традиции и обычаи, приобщать к этому творчеству ребенка.
Публикация «Использование техники „ганутель“ в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ганутель. Поделки в технике ганутель из проволоки и ниток
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из способов развития творчества детей является «ганутель». «Ганутель» — это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шелковой нити. Кроме нити могут использоваться бусинки, бисер и жемчужины. Получаются изящные, очень лёгкие на вес цветы, бабочки. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи, монологическую речь…
Использование различных материалов, таких как нитки и проволока разной толщины, бисер и бусины разного размера, формы позволяют развивать у ребё нка восприятие и формируют представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, мягкости или жёсткости и т. д. Развивают тактильные ощущения, которые в свою очередь являются мощной импульсацией в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. В старшем возрасте используется алгоритм действия, то есть этапы действия. Все материалы, используемые в изготовлении изделий, являются экологически чистыми. Они не вызывают аллергии и раздражения, т. е. изделие не окажет отрицательного воздействия на организм, а психологически окажет приятное воздействие на эмоции, чувства, художественно-эстетическое восприятие.
Поскольку создание декоративного предмета позволяет самостоятельно разрабатывать дизайн, то, основываясь на одной технологии, можно свободно «манипулировать» размерами, формой, количеством составляющих элементов, материалами и их цветовой гаммой. Все мыслительные процессы, предваряющие изготовление, и будут способствовать развитию навыков конструирования, логического мышления и воображения.
Получение качественного результата кропотливой работы, безусловно, будет способствовать формированию положительного отношения к ручному труду. Кроме того, самостоятельная работа повышает самооценку и как следствие, расширяет зону комфорта. Возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их родным, друзьям, малышам повышает социальную значимость ребёнка. Участие в выставках, получение призов, грамот за хорошую поделку, формирует у ребёнка правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом.
Техника «Ганутель» позволяет создавать объёмные композиции, которые можно внимательно рассмотреть со всех сторон, но, при желании, можно создавать объёмно- плоскостные композиции, которые будут не менее эффектны, чем объемные. Составление же объёмных композиций так же заставит детей анализировать, определять место каждого элемента в целой композиции.
В завершение еще раз хочется подчеркнуть, что старинная мальтийская техника «Ганутель» может стать прекрасным во всех отношениях средством для взаимосвязанного развития мелкой моторики, манипуляторных навыков и речи детей дошкольного возраста.
«Список литературы»
1. Третьякова, М. Ганутель : цветы из ниток и проволоки/Марина Третьякова. - М. : Эскимо, 2013.
2.izknigi.narod.ru>Klassika ganuteli.html