Виктория Морева
Использование тактильного анализатора в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Много лет я работаю с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и знаю, что для них характерна несформированность звуковой речи, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Готовность этих детей к звуковому анализу и синтезу намного ниже, чем у хорошо говорящих ровесников, часто мы можем наблюдать отставания в лексико-грамматическом развитии, а в период обучения в школе не редко обнаруживаются признаки дисграфии и дислексии. К тому же, дети с диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи, поступающие на обучение в логопедическую группу, часто имеют не соответствующие возрастной норме навыки развития мелкой моторики руки. К тому же известна закономерность: чем хуже развита мелкая моторика руки, тем, возможно, чаще отстает в речевом развитии ребенок, тем более возможно проявление уже в начальной школе дисграфии и дислексии, и может оказаться значительной проблемой при овладении навыками письма.
Публикация «Использование тактильного анализатора в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Я стала задумываться, как можно объединить и решить эти проблемы. Используя программы Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» и Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», я поняла, что все проблемы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи намного легче будут решаться, если использовать тактильный анализатор, который часто применяется в работе тифлопедагога со слабовидящими детьми и редко в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. На протяжении последних двенадцати лет я работаю над реализацией проекта «Использование тактильного анализатора в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Многолетняя практика показала- если учебный материал в звуковом анализе и синтезе будет восприниматься ребенком не только в привычном слуховом и кинестетическим анализатором, но и тактильном, то обучение будет легче и доступнее восприниматься детьми с речевыми проблемами. На занятиях по реализации проекта, я использую общепринятые методические приемы:
- постепенное усложнении заданий;
- последовательность;
- систематичность;
- доступность даваемого материала;
- наглядность.
Сейчас проект находится на стадии реализации и подтвердил свою значимость.
Цель проекта:
Профилактика нарушений письменной речи, вызванных фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, развитие или активизация познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с использованием в коррекционной работе элементов игры по слухо-двигательной координации и формированию фонематического восприятия в обучении грамоте.
Задачи технологии:
1. Внедрение новейших технологий в коррекционный процесс.
2. Приведение в единую систему имеющиеся у детей фонематические представления.
3. Соединить подачу учебного материала на занятиях по обучению грамоте, активно используя тактильный анализатор, давая возможность детям двигаться и использовать движения пальцев ребенка.
4. Планомерно и постепенно усложнять объем поставленных перед детьми задач аналитико-синтетической деятельности в слоговом и звукобуквенном анализе слов.
5. Активизировать работу головного мозга на межполушарное воздействие, сенсомоторное развитие ребенка.
6. Преобразовывать традиционную форму занятий и новую форму подачи материала, используя технологию «Волшебный коробок», «Читаем пальчиками», «ЛогоЛадошки», «Буквограмма».
7. Повышение эффективности коррекционной работы с детьми.
Так на первом этапе работы возникла идея создания модифицированной программы «Волшебный коробок». Излагаемая в ней система коррекционного обучения рассчитана на детей 5-6 летнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, в картине недоразвития речи которых превалирует несформированность звуковой стороны речи. Программа «Волшебный коробок» участвовала в городском конкурсе творческих проектов в 2007 г и заняла 2 место, в том же 2008 г участвовала в конкурсе журнала «Логопед» и удостоилась звания лауреата. Опубликована программа «Волшебный коробок» была в сборнике «Дошкольная логопедическая служба» книга 2 творческого центра «Сфера» Москва 2008.
За основу работы взято дидактическое пособие «Волшебный коробок». Это комплект палочек-спичек с отрезанными серными головками, которые лежат в разноцветных коробках. Они очень тонкие, их достаточно сложно взять со стола, что позволяет дополнительно увеличить нагрузку на мышцы руки ребенка.
Занятия из программы «Волшебный коробок» это часть фронтального занятия, органично вписывающаяся в используемые мною программы по обучению детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. Их можно так же использовать и на подгрупповом, и индивидуальном занятии. На начальном этапе (при прохождении гласных звуков и чтении открытых и закрытых слогов) потребуется около 5 минут занятия, а в дальнейшем до 10 минут
Задачи, реализуемые в процессе применения технологии:
- развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие фонематического восприятия, формирование связи звука с буквой;
- развитие комбинаторных способностей (умение выкладывать возможные варианты слов из предложенного набора букв Например: из букв К,Т,О ребенок выкладывает слова «КОТ», «ТОК», «КТО»);
- профилактика акустической, оптической и моторной форм дисграфии. Ребенок своей рукой выкладывает из палочек букву, запоминая в какую сторону «смотрит» буква или направлена перекладинка. Это актуально при выкладывании букв Б, В, Г, Е, Ё, И, К, Р, С, У, Э, Ю, Я.
- дифференциация смешиваемых групп звуков. Выкладываем из палочек слово «ЛАМА» и просим заменить только одну букву, чтобы получилось слово «РАМА»; аналогичное задание «САША»- «САЖА», «КОСА»-«КОЗА» и так далее на группы смешиваемых звуков.
- развитие умения трансформировать слова (из одного слова путем добавления, замены или перестановки буквы получать новые слова. Например: «КОТ»-«ТОК»-«ТАК»-«МАК»-«ЛАК»-«ЛУК»-«СУК»-«СУП»-«СУК»-«СОК»-«БОК»-«БУК»-«БАК»-«РАК» и так далее);
- обучение грамотному выкладыванию слов, используя звуко-слоговую схему слова. Задания по выкладыванию слов на правила «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ», выкладывание слов с безударной гласной, после подбора проверочного слова, непроизносимых согласных, акцентируя внимание ребенка, что это «словарное» слово и его нужно запомнить.
- обучение чтению с одновременным выкладыванием звуко-слоговых схем, с использованием «прочтения» пальчиками рабочей руки с определением ударного слога в слове. При чтении ударного слога по красному квадратику, обозначающему гласный ударный слог ребенок сильнее ударяет пальчиком и делает акцент голосом.
- тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.
Рекомендуемый порядок прохождения звуков и букв: А, У, И, О, Э, Ы, П, Т, К, Х, М, Б, Д, Г,С, Н, З, В, Ф, Ш, Ж, Л, Р, Ц, Ч, Щ, Й. Букв Я, Е, Ё, Ю. Ь,Ъ. Далее идут задания на дифференциацию звуков.
Использование программы «Волшебный коробок», как части занятия, позволяет реализовать поставленные задачи. Уже через две недели занятий дети начинают читать, достаточно быстро овладевают грамотным выразительным чтением текстов, с использованием знаков препинания.
Можно рекомендовать использовать эту программу детям с тяжелыми нарушениями речи и с детьми без речевых проблем в программе подготовки к школе. Мною эта программа используется уже более 12 лет и доказала свою актуальность и эффективность в комплексном методе обучения детей грамоте и в профилактике дисграфии и дислексии.
Еще более эффективна программа «Волшебный коробок», если её во второй половине дня используют в своей работе воспитатели для закрепления пройденного материала.
Узнала про интересную методику С. Ю. Шишковой «Буквограмма». Очень заинтересовала и решила частично использовать ее в своей работе. Изучение букв по методике «Буквограмма» происходит через написание символа на лице. Буквы мы изучаем не в алфавитном порядке, а по программе Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи».
Занимаясь, учу ребенка искать похожие элементы в написании на лице той или иной буквы. Ладонью рабочей руки (у левшей это левая рука) определяем: верх-низ лица, это высота строки. Это высота буквы. Правая и левая сторона лица - ее ширина. Обговаривая с ребенком, делим лобную часть головы под волосами на части. Из этой середины лба мы с ребенком начинаем писать букву А, Т, Г, Д, Ж, О, Ф. Из левого угла лба пишем буквы В, Б, Е, Ё, З, И, К, М, Н, Р, У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю. Из правого угла лба – Л, С, Я. Из нижней точки лица слева – букву П. «Пишем» указательным пальцем рабочей руки слегка надавливая на кожу лица. Буква должна быть вписана в условную строчку. У ребенка развивается помимо тактильной еще и слуховая память, и восприятие. Отрабатываем мы так же на лице и слоги, начиная с открытого слога, а потом и закрытого слога. У детей этот вид работы вызывает большой интерес.
Предварительной работой для применения методики «Читаем пальчиками» является постоянные занятия на развитие мелкой моторики пальцев и в частности «Пальчиковая гимнастика». Детям очень нравится «Пальчиковая гимнастика» на раздаточном пособии «Кружки». Их всего десять. Весело шагают пальчики по кружкам как по клавишам фортепиано под веселые стишки. То одной правой рукой, то левой рукой. Затем сложный вариант-это две руки одновременно.
Методику «Читаем пальчиками» применяю в работе с детьми с первых занятий. При прохождении звука начинаем выкладывать сначала букву из палочек «Волшебного коробка», затем открытый слог, закрытый слог, слово с одновременным выкладыванием над буквами квадратиков и использованием игрового приема «Читаем пальчиками». Указанный игровой прием моторно связывает звук и букву. Моторно-тактильная игра есть продолжение сопряженной гимнастики языка и рук, когда язык и пальцы как бы стимулируют друг друга. Сочетание движения пальцев (как по клавишам пианино – по квадратикам, обозначающим звук) с одновременным проговариванием вслух каждого звука, подготавливает к проговариванию во время письма. Роль проговаривания необыкновенно велика при обучении грамоте. В зависимости от ведущей руки движение пальцев начинается у праворуких с большого пальца, а у тех детей, у кого ведущая рука левая с мизинца. Пальчики «читают» буквы по порядку. Ребятам трудно дается включение в работу большого пальца, поэтому в начале работы я помогаю им в этом и направляю большой палец ребенка к нужной букве. Чтение-«прочитывание» идет по схеме слова- по квадратикам. Каждый ребенок четко проговаривает каждый звук и это делает сложным пропуск при чтении звука, а при выкладывании буквы и нужной буквы.
С первых занятий активно используем и чтение с использованием таблицы «ЛогоЛадошки». В своей работе я использую технологию Атамановой Н. Б., Строгановой В. В. «ЛогоЛадошки» в обучении грамоте и коррекции нарушений письменной речи. Всем специалистам-логопедам известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звукослоговой аналитико-синтетической деятельности ребенка. Это дает возможность ребенку наглядно «прочитать» слог или слово. Технология «ЛогоЛадошки» позволяет предупредить ошибки звукобуквенного анализа и синтеза слова. Обучения начинается с анализа слога, составления его звуковой схемы, выкладывания из палочек «Волшебного коробка». После подробного анализа ребенок переносит зрительно-схематический образ слога в последовательную цепочку движений (показ слога на ладошках – символах). Так же проводится работа над словом, усложняясь составлением схемы слова, которые впоследствии «читаются» с применением технологии «Читаем пальчиками».
Создается схема из четырех цветных «ладошек» - символов. Цвет ладошки соответствует классической схеме разбора слова по звуковому составу. Форма «ЛогоЛадошки» повторяет форму и размер детской ладони. Мягкий знак побуждает ребенка к вопросу какая буква способствует смягчению. Она является прообразом главных букв, используемых для обозначения мягкости согласного (Я, Е, Ё, Ю, И).
Наклеены «ладошки» на вертикальной поверхности попарно: верхняя пара -левая синяя и правая красная, нижняя пара -левая зеленая и правая красная с восклицательным знаком. Ребенок запоминает особенность в касании «ладошек» при образовании слогов разного типа. Обратный слог (АП, ОТ, УК и так далее) обозначаем последовательной серий движений: касание красной «ладошки», затем касание синей «ладошки». Для показа прямого слога (ПА, ТО, КУ и так далее.) слога-слияния используется попеременное касание синей «ладошки» и красной «ладошки». Идет формирование слога – слияния как основы обучения грамоте. Очень эффективно пособие «ЛогоЛадошки» при обучении детей определения ударного слога. Ударная гласная отбивается ладошкой с большей силой и выделяется голосом. Используется в коррекционной работе игровые приемы по слухо-зрительно-двигательной координации и формированию фонематического восприятия в обучении грамоте.
Эффект тройной: пальчики выложили схему слова, из палочек слог или слово, пальчики «прочитали» слово, ладошки отхлопали.
Достигнутые результаты:
* Стабильная положительная динамика в коррекции дисграфических ошибок, для успешного обучения в школе.
* Активизация коммуникативных навыков и познавательной деятельности детей.
* Эффективное овладение детьми всеми языковыми средствами.
* Активизация аналитико-синтетических процесса в мыслительной деятельности дошкольников с нарушениями речи.
* Повышение уровня освоения организационных умений и навыков.
* Создание у детей мотивационной базы, способствующей формированию личностных универсальных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Список использованных источников:
1. С. Ю. Шишкова «Буквограмма» «Развиваем устную и письменную речь у дошкольников издательство АСТ Москва.
2. Атаманова Н. Б., Строганова В. В. «ЛогоЛадошки» .
3. Морева В. В. «Волшебный коробок» «Дошкольная логопедическая служба» книга 2 творческого центра «Сфера» Москва 2008.