Ирина Кононова
Использование Су-джок шаров для развития памяти и внимания у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития памяти и внимания у детей 3-4 лет. Одним из наиболее эффективных методов развития может стать Су-Джок терапия. В статье представлена методика работы с Су-Джок шаром для развития внимания и памяти детей среднего дошкольного возраста.
Публикация «Использование Су-джок шаров для развития памяти и внимания у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Младшая группа
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Ключевые слова: внимание, память, биологически активные точки, Су-Джок терапия, Су-Джок шар.
Для настоящего времени характерно увеличение количества детей, которые имеют определенные недостатки в развитии мышления и других психических функций, в частности, внимания и памяти. В то же время, уже в старшем дошкольном возрасте программа обучения предъявляет достаточно высокие требования к уровню развития данных функций. Поэтому уже в возрасте 3-4 лет необходимо развивать память и внимание ребенка. Педагоги и психологи ищут наиболее эффективные средства для этого [1].
В последние годы значительную популярность приобрели Су-Джок шары. Хорошо известны слова В. А. Сухомлинского о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Это не метафора. Психофизиологи подтвержают, что все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Отсюда воздействие на кисти рук активизирует мыслительную деятельность и развивает все психические функции. Эта особенность и используется в методике Су-Джок терапии. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Автором данной методики является профессор Пак Чжэ Ву. Автор утверждает, что в кистях рук и стопах ног расположены биологически активные точки, которые строго соответствуют органам тела и участкам мозга. Оказывая воздействие на эти точки можно корректировать жизнедеятельность всего организма человека. Действие Су-Джок терапии является комплексным и доступно уже с раннего возраста. Работа с Су-Джок шарами проводится в дошкольных образовательных учреждениях совместно с рисованием, лепкой, аппликацией и другими видами деятельности [2].
Су-Джок шар представляет собой шарик и два кольца. Шарик разделён на две половины, которые соединяются, а внутри находятся два металлических кольца. Методика работы с шарами крайне проста и доступна любому ребенку. Для ее освоения достаточно показа и простых инструкций.
Для развития внимания и памяти можно использовать несколько форм работы с Су-Джок шаром. Первой формой работы является массаж. Массаж шариком с шипами активизируется деятельность коры головного мозга, что способствует ее развитию. В ходе массажа дети катают шар ладонями, воздействуя на биологически активные точки.
Пак Чжэ Ву отмечает, что особое внимание следует уделять массажу большого пальца, так как на него проецируется область головы.
Не всегда у ребенка получается провести массаж самостоятельно В этом случае ему оказывает помощь родитель или воспитатель.
Вторым направлением работы с Су-Джок шаром для развития внимания и памяти является выполнение упражнений. Ребенку в ходе работы даются словесные инструкции, которые он должен выполнить.
Это может быть указание
надеть кольцо на определенный палец;
взять шар в правую (левую) руку;
спрятать руку с шаром за спину;
поднять руку с шаром вверх;
проделать манипуляции в определенной последовательности и др. [4]
В этом случае Су-Джок шар выступает и как массажер, и как предмет для манипуляции. Ребенок учится выполнять словесную инструкцию, сосредотачивая внимание на словах педагога, запоминая требуемую последовательность действий.
Работа с Су-Джок шаром имеет высокий уровень эффективности, не может принести вред ребенку, может быть использована как образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Сам шар прост в применении и может быть приобретен в аптеке без значительных финансовых затрат.
Таким образом, использование Су-Джок шара относится к простым и эффективным методикам работы по развитию внимания и памяти. Данная методика подходит для занятий с детьми 3-4 лет. Каждый педагог и родитель после короткого обучения способен делить массаж Су-Джок шаром и проводить простые упражнения на развитие внимания и памяти. Данная методика рекомендована для проведения в дошкольных образовательных организациях. Рекомендуется также обучение родителей данной методике посредством консультаций, открытых занятий, информационных стендов.
Список литературы
1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – Москва : Астрель, АСТ, 2017. – 64 с.
2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. – 2010. – №1. – С. 36-38.
3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры: практикум по логопедии. – Санкт-Петербург : Литера, 2018. – 351 с.
4. Челышева А. А., Огородова И. С. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 552-554.