Дина Юмагужина
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка Чесменский детский сад «Берёзка»
Мастер – класс для педагогов
«Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности дошкольников»
Подготовила Юмагужина Дина Анварбековна,
музыкальный руководитель первой категории
с. Чесма, 2014 г.
Слайд1. Тема: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»
Программное содержание:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд2. Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
Задачи:
• Формировать элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах – развитие тембрового слуха, чувства ритма.
• Развитие чувства ритма, развитие певческого дыхания, активизация артикуляции.
• Развивать эмоциональную отзывчивость.
• Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Оборудование и материалы: магнитная доска, ноты из картона, нотный стан, музыкальные инструменты : колокольчики, деревянные палочки, трещотка, свистулька, кастаньеты.
План:
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
Ход мастера - класса :
I. Теоретическая.
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
II. Практическая часть.
Муз. рук. : Уважаемые коллеги!
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
1. Первая нотка «До» УГАДАЙ-КА!
Муз. рук. : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
Нотка «До» предлагает игру «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении музыкального руководителя на деревянных палочках. Предлагается коллегам назвать песню.
.
2. Следующая нотка «Ре», предлагает упражнение поём молча
Упражнение «Испорченная пластинка»
Муз. рук. : Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
3. Следующая нотка «Ми» предлагает упражнение «Мы композиторы»
Это упражнение развивает фантазию, воображение, ну и конечно слух.
Муз. рук: Я предлагаю вам ненадолго стать композиторами. Ваша задача сочинить музыку на народные слова : «Ах вы сени, мои сени».
4. Следующая нотка «Фа». Танцетерапия.
Муз. рук: Движения под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Вальс «Раз, два, три на носочки»
Муз. рук: Это очень старый и забытый всеми вальс, но это пример самого настоящего коммуникативного танца, в нё м такие слова:
Раз, два, три на носочки (пары двигаются вправо по кругу)
Раз, два, три на носочки (влево по кругу)
Шаг присели (вправо)
Шаг присели (влево)
Хлопнули и разошлись! (Девочки уходят к другому партнёру)
Повторяется несколько раз.
5. Нотка «Соль».
А теперь я приглашаю вас в удивительный лес. Вставайте друг за другом, поедем паровозиком за мной.
Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (О. Арсеневская) Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать
6. Нотка «Ля» игротренинг- пантомима. Упражнение «Сказочные человечки»
Методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память,осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию.
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая :
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
7. Нотка «Си». Упражнение "Куклы-марионетки" Релаксация.
Муз. рук. : Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша
Муз. рук. : Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
8. Нотка «До», поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
Муз. рук. : Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Муз. рук. : Такие упражнения совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой)
Развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, наличие во всех упражнениях элементов творчества.
Участники озвучивают стихотворение «Ночь»
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Муз. рук. : Такие упражнения совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,
Развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Литература:
1. Журнал «Музыкальная палитра» № 3, 4 -2003 г.
2. Альманах «Аничков мост» №3- 2006 г.