Наталья Сахарова
Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Театр, как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильного поведения в современном мире. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная деятельность является самой доступной для детей дошкольного возраста. Ребенок выражает свои желания и интересы от знакомства с окружающим миром. Выбирая данную тему, я отметила, что кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции. Дети становятся участниками событий, которые разворачиваются по сюжету спектакля, эмоционально сопереживают вместе с героями. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, раскрывается личность ребенка, как «бутон», демонстрируя все богатство своего внутреннего мира. Даже самый застенчивый ребенок полностью погружается в театрализованные игры различного характера, с удовольствием играет роль будь то серая мышка –маленькая и беззащитная, или серый волк – большой и сердитый. Ребенок выбирает себе такого героя, который ему близок по настроению, по характеру. К сожалению, в наше современное время дети чаще предоставлены себе. Поэтому хочется, чтобы театрализованная деятельность вошла в нашу повседневную жизнь. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность. Любая сказка, театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий.
Публикация «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Кукольный театр близок, понятен и доступен детям дошкольного возраста. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые оживают, двигаются, говорят. Однако нельзя рассматривать кукольный театр как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям театрализованные постановки, которые учат доброте, порядочности, трудолюбию, а также приводят примеры общения друг с другом, сочувствия, сопереживания. Идея опыта заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников, привлечь их к жизни детского сада.
Прежде чем приступить к работе над данной темой я изучила методическую литературу, взяла на вооружение статьи, советы, идеи В. А. Сухомлинского, Е. Л. Медведевой, Л. Г. Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности, способствующей всестороннему развитию ребенка. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», а также программа «Театр-творчество-дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Неоценимую помощь оказали следующие методические пособия: «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной, «Играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, «Кукольный театр своими руками» Е. В. Мигуновой, «Театр для малышей» Г. В. Генова, «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э. Г. Чуриловой.
В опыте использованы теории и законы дидактических концепций:
— развивающего обучения Д. Б. Эльконина;
— педагогики коллектива и коллективных творческих дел А. С. Макаренко;
— развития познавательного интереса Г. И. Щукиной;
— концепция дошкольного воспитания (формирование культуры познания, чувств, эмоциональной сферы).
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, я включаю театрализацию во все виды детской деятельности.
Новизна и своеобразие моего педагогического опыта в том, что я использую театрализованную деятельность не только в форме развлечений, праздников, игр-драматизаций, но в нетрадиционных формах работы с детьми, которую раскрыла в проектной деятельности. Конечно, в условиях работы детского сада нельзя требовать создания большого, сложного спектакля, который по силам профессионалам, это и не возможно, и не нужно. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль театра картинок, теневого театра. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.
Для реализации своего опыта я поставила следующие задачи:
1. Развивать творческие и артистические способности детей средствами театрального искусства, развивать инициативу и самостоятельность детей в играх театральными куклами, развивать умение согласовывать свои действия
2. Знакомить детей с различными видами театров : широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра с другими детьми. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
3. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
4. Развивать речь детей с помощью театральной деятельности : обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
С самого начала я приступила к созданию необходимых условий, способствующих развитию творческих способностей, активизации театрализованной деятельности детей, в комбинировании известных методик и технологий, с использованием личностно-ориентированного подхода, готовности к импровизации, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, особую чувственность в играх дошкольников.
Поэтому в группе оборудован театрализованный уголок, где ребёнок может уединиться и разыграть какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечить право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра : пальчиковый, настольный, (вязальный, театр на фланелеграфе, теневой, плоскостной, театр на рукавичке, а также волшебный сундучок с костюмами, масками, декорациями. Материал постоянно обновляется, пополняется ориентируясь на возраст и интересы разных детей.
Знакомство детей с театром, театрализованными куклами начинаю с 1 младшей группы. Малыши с удовольствием выполняют роль зрителей – смотрят небольшие инсценировки, кукольные спектакли.
Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, стараюсь вызвать у них положительные эмоции к театральным играм, побуждаю их общаться с театральной куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствую, если дети стремятся поиграть «с актёрами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
В своей работе использую упражнения на выразительность жестов «Сорока-сорока», «На двери висит замок», русская народная игра «Капуста», «Матрёшки», «Затейники». Пальчиковые игры «Погоня», «Что же вышло?», упражнения на развитие высоты голоса «Кто как кричит», на выражение основных эмоций «Мышка, мышка, что не спишь».
Для организации театральной деятельности я использую игрушки и куклы, купленные в магазине, различные виды театров, сделанные своими руками. На протяжении всей своей деятельности, вместе с детьми были изготовлены: театр на фланелеграфе – дети вырезали сказочных персонажей из старых книг, раскрашивали; театр масок и шапочек – делали из цветной бумаги и картона, привлекали к помощи родителей.
Главной целью своей деятельности ставлю :
— развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;
— создание атмосферы тепла, понимания, сопереживания, пути к творчеству;
— социально-эмоциональное развитие детей.
Мною разработан проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки», целью которого является развитие творческих и артистических способностей детей средствами театрального искусства. Проводя занятия с детьми, я увидела, что дети, действительно увлечены этой деятельностью, им предоставляется возможность самовыражения. Проект рассчитан на решение главной проблемы: вырастить активного, думающего, любящего, готового к творчеству в любом роде деятельности человека.
Я сделала вывод, что если педагог хорошо знаком с театральной деятельностью, с ее видами, то дети легко смогут освоить постановку небольших сценок, сказок, спектаклей.
На моих занятиях по театрализованной деятельности кукла в руках детей начинает «слушаться» и выполнять то, что от нее требуется. Регулярный показ простых сценок, спектаклей, сказок помогли накоплению опыта и мастерства, помогли развить словарный запас и речь детей, коммуникативные способности.
Я вижу, с каким интересом мои дети участвуют в постановках, с каким желанием и ответственностью они подходят к своей роли, каким счастливыми они становятся, когда у них получается создать своего индивидуального персонажа. Каждый ребенок индивидуален и от этого сказочные герои становятся ярче, интереснее.
Конечно, используя свой опыт, я знаю, что часть детей нуждается в индивидуальном подходе, они робкие, нерешительные. Именно индивидуальные занятия помогут таким ребятам преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для детей, которые любят «превращаться», кто не боится трудностей, открыт к общению, выбирается более сложная роль, даже роль отрицательных персонажей, при этом я объясняю, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые-артисты, они могут и должны играть разные роли.
Мною также ведется большая работа с родителями. Не только педагоги должны сделать жизнь воспитанников наполненной яркими впечатлениями, но и родители должны быть вовлечены в жизнь детского сада, несмотря на большую занятость.
Мною используются различные формы взаимодействия с родителями:
— мастер-классы («Необычная история», «Волшебные превращения»);
— консультации и памятки;
— открытые показы театрализованных постановок;
— конкурсы и викторины;
— проектная деятельность;
— театральные недели.
Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. Очень важно, что ребенок в игре практически не утомляется. В игре у ребенка реализуется активный творческий потенциал, поэтому родители моей группы с удовольствием помогают мне и детям в подготовке к спектаклям, сценкам: заучивают с ребенком слова, шьют кукол и изготавливают атрибуты для театра.
Подводя итог, хочется отметить, что эффективность воздействия театрализованной деятельности на детей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору сценок, постановок, художественному оформлению, подготовке и проведению спектаклей.
Литература
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии: методическое пособие / Е. А. Антипина. - 2-е изд., перераб. - Москва : Сфера, 2009. - 128 с. ; 21 см. - (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ";» 7).; ISBN 978-5-9949-0139-7.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М., КНОРУС, 2003.
3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В. П. Ватаман - Волгоград, 2008. – 181 с.
4. Генов, Г. В. Театр для малышей : Для детей среднего возраста 9-14 / Г. В. Генов. – М. : Просвещение, 1968.– 160 с. : ил.
5. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр дошкольникам» / Т. Н. Караманенко. - М. : Просвещение, 2008.
6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева – М. : ТЦ СФЕРА, 2009.
7. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду: методические рекомендации / Е. В. Мигунова. – М. : ТЦ «СФЕРА», 2009.
8. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам рус. нар. сказок / Лора Поляк. - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 46, [1] с. ; 20 см.
9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] : Программа "Театр-Творчество-Дети".Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина. - 4-е изд. ,испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 208 с. :ил. - (Развитие и воспитание дошкольника).
10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - М. : Концептуал, 2016.
11. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : Владос, 2008. - 159 с. - (Театр и дети).