Васильева Валентина
Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Ученье свет дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребенку я помогала на своих уроках. Дети с ограниченными возможностями нашей школы не могли учиться в специальных коррекционных классах. А обучались в группах.
В такой группе обучаются дети с разной степенью нарушения интеллекта. Кроме обучающихся на дому у меня было две группы. В одной группе у меня учились дети 6 класса. А в другой, учащиеся 7-8 класса. Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие умственно отсталый ребенок включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющие диффузный характер. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Публикация «Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми» размещена в разделах
Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью :
• дать ученикам знания умения и навыки по общеобразовательным предметам;
• воспитывать такие личностные качества как честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
• подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приемов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала и хочу рассказать о тех, которые на мой взгляд в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися с умственной отсталостью.
Педагогические технологии.
I. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучение умственно отсталого ребенка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий.
1. Создание образовательной среды, обеспечивающих снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
В своих группах я старалась создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляла индивидуальный подход в обучении, для каждого ребенка пыталась создать ситуацию успеха.
2. Развитие двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.
Я проводила беседы по режиму дня. о здоровом питании. о здоровом образе жизни.
3. Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности. регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. Именно по этому я активно проводила физминутки, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.
II. Игровые технологии.
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии. Среди разновидностей игровых технологий мне понравилась методика «Игровой стретчинг» автора Константиновой А. И. После ознакомления с этой методикой я стала применять ее элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
Мной использовались :
• метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу). Например: покажи ромашку, одуванчик, покажи, как ходит лиса, медведь, скажи как великан, как лилипут и т. д.)
• метод театрализации, где я – режиссер. Используя игровую атрибутику, образ активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводимые в виде сказочных путешествий (например путешествие по подводному царству, погуляем по зоопарку, фантазий. Когда дети сами придумывают встречи с животными ( например: ко мне в гости пришел ежик).
Комплекс мероприятий по игровому стретчингу предусматривает:
• преодоление нарушений физического развития и моторики, пространственной организации движений;
• формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;
• поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;
• развития внимания к своим движениям и действием других;
• развитие умений выполнять движения по словесной инструкции.
В игровой стретчинг можно включать танцевальные игровые композиции, которые обогащают детей яркими образными движениями.
III. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Наш век – век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребенок живет в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.
Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся.
И при обучении детей с умственной отсталостью ИКТ должны стоять на первом месте. И работая в малых группах, я имела возможность приносить на уроки ноутбук и хоть как-то разнообразить нашу учебную деятельность.
В своей практике я использовала следующие типы уроков для умственно отсталых детей :
• урок освоения новых знаний (компьютерная презентация).
• комбинированные уроки.
Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике я использовала те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.
Словесные:
• Метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов)
• Метод иллюстраций (презентаций, слайдов).
Наглядные:
• объяснение материала с использованием слайдов, презентаций;
• обсуждение фильмов;
• рассказ (по слайдам, презентациям);
• беседа по фильму.
Практические:
• упражнения (применятся при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса);
• устные и письменные упражнения;
• практические работы (использование тренажеров)
Варианты организации деятельности с презентациями:
• объясняю тему с использованием презентации;
• ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
• даю задание подготовить сообщение по теме.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминании и закреплению пройденного материала.
Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта, способствует повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.