Татьяна Архипова
Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР
В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей с ОНР. Обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы.
Публикация «Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
Осознавая актуальность проблемы обучения монологической речи дошкольников с ОНР, мы пришли к выводу, что используя в своей работе современные педагогические технологии (авторы В. П. Глухов, Н. В. Труханова, З. Е. Агра-нович, Л. А. Боровских и др.) и обучая детей в логопедической группе 2 года с ОНР II-III уровней, можно сформировать у них связную, последовательную, монологическую речь. В своей работе с детьми мы руководствовались основными дидактическими принципами, разработанными задачами и принятой поэтапной последовательностью воспитательно-обучающих логопедических занятий с детьми с ОНР.
Учитывая низкий уровень формирования связной речи детей, коррекционное обучение проводилось с использованием различных дидактических игр, упражнений, наглядного материала, игровых форм и приемов обучения. Научность и доступность учебно-развивающего материала в процессе коррекционно-воспитательной работы определялись современными требованиями к обучению и воспитанию детей с ОНР. Коррекционная работа на первом и втором годах обучения различалась по содержанию заданий, степени их сложности, использованию наглядно-речевого материала. Каждый этап обучения предполагал и, более того, диктовал специфику применения наглядных средств: от конкретных предметных картинок к сюжетным, к мнемотаблицам, схемам и графическим символам и др.
Мы в своей работе активно применяем все технологии, но подробнее остановимся на педагогической технологии В. П. Глухова, где конкретно определены задачи, даны рекомендации и богатый наглядный материал. Известно, что в дошкольном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов - воображение, способность создавать на основе опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия. Но, как уже сказано, развитие воображения требует накопления определенного опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности, С учетом этого мы и строим свои занятия. При проведении занятия на тему: «Создай свою игрушку», где целью являлось развитие творческих способностей ребенка в процесс предметной речевой деятельности, детям нужно было сделать следующее: вырезать «комплектующие» детали предметов для создания новой игрушки; рассмотреть игрушку (Мишку, Лягушонка); выполнить первичную комбинацию образов наложением деталей (без приклеивания); составить короткий рассказ - описание. Во время проведения занятия «Волшебные пятна» детям предлагалось рассмотреть чернильное пятно и ответить на вопрос, на что оно похоже, затем детям даем дополнительное задание: «Дорисуй пятно так, чтобы вышла законченная предметная картинка» и т. п.
На занятиях используются либо «стандартные» чернильные пятна из тестовой методики психологического обследования (Пятна Г. Рормаха, либо самодельные пятна: монохромные (черное, фиолетовое) или полихромные (но не более трех цветов, например: черный +желтый+красный и т. д. Когда ребенок создает законченный образ, ему задают ряд вопросов, помогающих создать «поливещи» вокруг исходного образа (образы предметов, связанных с исходным по ситуации, ассоциативным связям и т. д.). По завершенной картинке ребенок составляет рассказ по вопросам: Что здесь изображено? Кто здесь изображен? Кто рядом? Кто делает? На что похожа эта картинка?».
На занятии «Забавные линии» детям предлагались карточки с изображением причудливых линий различных конфигураций. Прослушав короткий рассказ, детям предстояло выполнить задание: «Жили-были необычные линии. Вот однажды собрались они вместе и стали танцевать. Веселились, танцевали, устали и упали на лист бумажный. Лежат, отдыхают и думают: «А на что мы стали похожи?» «Я похожа на зайку» - говорит одна. «А вот и нет! Ты на машину похожа» - говорят ей другие линии. «А ты как думаешь?» и т. д.
Проводя занятие «Терем-теремок, кто в тереме живет?» детям предлагалось 2 одинаковых терема и парные фигурки людей - «жильцов» каждого терема. В одном живут добрые и веселые люди, в другом - скучные и злые.
Даем задание: «дорисовать» лица людей, чтобы всем было понятно, кто где живет (кто живет в первом, «добром» тереме, а кто - во втором, «недобром», затем нужно поселить жильцов в нужный терем и по вопросам составить рассказ о «добром» и «злом» теремах:
- скажи, как называется этот теремок?
- почему он так называется?
- кто в нем живет?
- назови всех жильцов «доброго» терема. Как они выглядят?
- как называется второй терем?
- почему он так называется?
- какие люди в нем живут?
- как выглядят жильцы второго терема?
- в каком тереме ты хотел бы жить и почему? и т. д.
И не удивительно, что все дети хотели бы жить только в «добром» тереме, т. к. в детском сознании добро всегда побеждает зло.
На занятии «Смешные нелепицы», где детям предлагаем внимательно рассмотреть картинки-нелепицы и прослушать короткий текст: «Жил-был кот-наоборот, он очень любил рисовать. И не просто рисовал, но и придумывал забавные, смешные рисунки. Вот как-то раз стал кот рисовать и нарисовал вот такую картинку.»
Дети должны внимательно рассмотреть и ответить, почему эта картинка очень смешная, что в этой картинке не так, как должно быть, что нарисовано неверно, почему так на самом деле не бывает? Подумай и исправь ошибки озорника-художника и т. д.
Можно еще много приводить примеров таких занятий, на которых дети учатся придумывать и составлять рассказы, фантазировать, рисовать и т. д. Благодаря использованию современных педагогических технологий, целенаправленной работе логопедов, воспитателей, родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в логопедической группе может подняться достаточно высоко.