Любовь Зайцева
Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Никогда не прекращайте вашей
самообразовательной работы и
не забывайте, что, сколько бы
ни учились, сколько бы ни знали,
знанию и образованию нет
ни грани, ни пределов.
Н. А. Рубакин
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Проблемы в воспитании подрастающего поколения возникают даже на стабильных стадиях развития общества, а в периоды нестабильности, смены политической ориентации государства, требующие перестройки всех систем общественного сосуществования проблемы могут стать источником интенсивных эмоциональных всплесков, приводящих к негативному жизненному сценарию. Сегодняшние проблемы развития общества делают процесс воспитания еще более трудным.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются образовательные технологии и появилось много направлений в выборе способов решения задач, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, возникает необходимость выбора современных педагогических технологий с позиций их результативности в образовании личности, обозначенных в виде целевых ориентиров и основанных на гуманистических принципах.
Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения, вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Цель моей работы: Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
Внедрение в практику педагогической работы современных образовательных технологий, обеспечивающих повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Интеграция современных образовательных технологий в процессы воспитания и обучения.
Создание банка методических материалов, разработок по использованию современных образовательных технологий в работе.
Повышение качества образовательного процесса через повышение уровня компетентности применения современных образовательных технологий.
Обновление и обогащение предметно-развивающей среды с помощью современных образовательных технологий.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о деятельности через информацию на сайте ДО, родительском чате.
Целью моей педагогической деятельности является гармоничное развитие личности ребенка. В русле требований ФГОС этому необходимо уделять самое пристальное внимание и опираясь на Концепцию Федеральных государственных образовательных стандартов этот социальный заказ должен реализовываться на начальных ступенях дошкольного образования.
Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» и раскрывать себя. Важно воспользоваться такими образовательными технологиями, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении.
Одним из направлений моей деятельности является личностно - ориентированные технологии. В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над, а вместе». Моя цель – содействовать становлению ребёнка как личности, развивать индивидуальность и неповторимость каждого ребёнка, не игнорировать его чувства и эмоции, понять, что его интересует.
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Совместно с детьми создаю условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает новая основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайловой.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
формирования его здоровья.
Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к образовательной деятельности продумывать не только познавательный материал, но и построить её так, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.
Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого я провожу динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида образовательной деятельности. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной нормы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения.
Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.
Логоритмические упражнения. «Рассказывание» стихов с помощью рук
неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в
движениях.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но мне как педагогу, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.
Любой проект завершаю получением продукта проектной деятельности или итоговым мероприятием. Использую возможные различные формы: альбом, видеофильм, викторина, выставка поделок и рисунков, газета, дневник наблюдений, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная и т. д., книга-самоделка или журнал, коллаж, коллекция, концерт, макет, модель, праздник, путешествие, посадка растений, реклама, развлечение. Спектакль, сочинение сказки, создание атрибутов игры, утренник, фотовыставка, экскурсия и др.
Кроме продукта проектная деятельность имеет результат. Важно понимать отличие продукта проектной деятельности от результата проекта. Результат всегда связан с целью проекта, то есть с развитием тех или иных личностных качеств детей, когнитивной сферы, формированием представлений, умений или навыков дошкольников. Для детей дошкольного возраста очень важно, чтобы основу проекта составляло конкретное творческое дело.
Для реализации проекта определяю этапы его реализации, продумываю содержание деятельности и осуществляем подбор практического материала. При этом при планировании проектной деятельности, применяю поэтапное развитие проектной деятельности у детей. Три этапа представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
И исходя из всего выше сказанного, планирование проектной деятельности я начинаю с вопросов:
“Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”
Проектная деятельность дошкольников может быть
• Познавательно-исследовательского характера
• Игрового характера
• Творческого характера
По продолжительности:
• Краткосрочные проекты(1 неделя- полгода)
• Долгосрочные (полгода - несколько лет)
Немного остановлюсь на этапах разработки и проведения проекта.
Ставлю перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Вовлекаю дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
Намечаю план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей).
Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск).
Собираю информацию, материал.
Провожу занятия, игры, наблюдения – все мероприятия основной части проекта.
Даю домашние задания родителям и детям.
Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей).
Организую презентацию проекта. Продуктами проекта- это фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности с взрослым, проектная папка и другое. Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект довожу до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Подвожу итоги: выступая на педагогическом совете, публикацией отчёта о результатах работы на сайте ДО, в родительском чате.
Так как, целью технологии проектной деятельности является активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств, то работа с детьми по технологии проектной деятельности позволила сформировать у них способность к коммуникации, работать в команде, развивать исследовательские, познавательные навыки, творческое воображение, самостоятельность. Работая над проектом, идёт активное взаимодействие с родителями. Вместе с детьми и с активным участием родителей группы были реализованы такие проекты, как «Неделя здорового питания», «Моя любимая мама», «Азбука безопасности», «Азбука дорожного движения», «Неделя здоровья» и т. д.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Преимущества использования ИКТ технологий в образовательном пространстве ДОУ очевидны. Поэтому в своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что это значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, социальный паспорт группы, сведения о родителях (тетрадь движения, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в веб-семинарах, интернет - конференциях, конкурсах. Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к образовательной деятельности, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.
Создание презентаций и фильмов в программах Рower Рoint, Windows Movie Maker для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Мною созданы презентации: «Времена года», «Овощи – фрукты», «Презентация к конкурсу «Любознательный дошкольник», «Современные образовательные технологии», «Творческая презентация к конкурсу «Воспитатель года». «Будь природе другом» и т. д.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культуры познания окружающего мира.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В летний период возможности ознакомления с природой практически не ограничены, и это время использую для закрепления и уточнения, полученных детьми знаний. Более углублё нно изучаю с детьми темы: «Свет, цвет», «Воздух», «Вес, притяжение», «Звук», «Свойства материалов».
Работа по поисково-исследовательской деятельности веду как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной. Основным приемом являлась игровая ситуация.
Знания детей о воде, песке, глине стали более точными, т. к. этому способствовали игры, опыты, которые я систематически организовывала с этими природными материалами. Все опыты предлагались от имени игрового персонажа – Почемучкина, на первом этапе моделирующим проблемные ситуации, которые мы решали вместе с детьми. Затем мы учились уже самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы. Совместно с детьми, мы выработали правила техники безопасности, подготовили карточки со схематическим изображением опытов.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывали дети от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В. А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».
Игровая технология.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Реализуя проект «Россия – Родина моя" использовала в своей работе народную игру. как средство педагогической коррекции поведения детей /Игры :«Плетень», «Пчёлы», «Шёл козёл по лесу…», «Заря –заряница»/
В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».
Используемые мной методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, предлагаемых в различных видах занимательного материала,например способствуют формированию математических представлений у детей.
Игровой занимательный математический материал многообразен.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
В современном мире компьютерных технологий уже недостаточно просто научить детей считать, составлять задачи, знать и называть геометрические фигуры. Детей нужно научить думать. А как это сделать? Путем решения ситуаций, запускающих процесс «думанья». Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Использование проблемного обучения основано на получении дошкольниками новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Благодаря проблемно-практическим ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому процессу обучения. Проблемно–игровая технология - это мощный инструмент интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Заключение
Детский сад сегодня - это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности и создающий необходимые условия для творческой, профессиональной работы педагога, отвечающий самым современным требованиям. Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный и являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности
Целью моей педагогической деятельности по применению современных образовательных технологий в ДО является создание условий для индивидуального комплексного развития каждого воспитанника, с учетом физического и психического состояния здоровья, через уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание единого пространства развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Применение в своей деятельности современных образовательных технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата, помогает выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.
Результатом использования различных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей. Итоги педагогического мониторинга по выполнению программы свидетельствуют о том, что общий уровень развития детей выше среднего, отличается рост в развитии детей в сравнении с предыдущими учебными годами, прослеживается позитивная динамика по всем разделам программы.
Современные образовательные технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе.
Источники и литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 80с.
4. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. —1991. — № 11;
5. Венгер, Л. А. А. В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8;
6. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др. ]. — Балашов, 2004. — С. 64;
7. Михайленко, Н. Дошкольное образование : ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5—6;
8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998;
9. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
10. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015. — С. 47-51.