Дзицоева Светлана
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных форм сотрудничества
с семьями воспитанников
Воспитатель Дзицоева С. А.
Вся система работы в ДОУ направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй для меня являются :
Темочки:
- изучение потребности родителей в образовательных услугах;
- просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений и осуществляется моя работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы в ДОУ выявил два вида форм совместной работы :
• совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, родительский комитет.
• совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, «Круглые столы» и др.
Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, я могу заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Во многих ДОУ складывается уникальный опыт работы в этом направлении.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Планируя психолого-педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих задач:
- сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей;
- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
- нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;
Отбор материала для всех программ родительского образования подчинен нескольким основным принципам:
1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей.
2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.
Можно выделить некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого-педагогического самообразования родителей:
проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабная продуктивная задача всего коллектива;
разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно-исследовательских проектов);
совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога. Так, университет педагогических знаний - форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей и педагогов в воспитательной работе. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т. д.
Индивидуальные тематические консультации - полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка в детском саду, воспитатель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Таким образом, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Все формы работы с родителями, которые я стараюсь использовать в детском саду, создаю атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.
Основной трудностью в работе с родителями является привлечение их к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.
Я хочу выделить основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей :
• изучение семьи и условий семейного воспитания;
• повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи;
• дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;
• изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
• включение родителей в осуществление педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, данное исследование позволяет прийти к следующему главному выводу - объединение усилий воспитателей ДОУ и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.