миляуша галеева
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Вызвать у педагогов интерес к экологическому воспитанию элементами ТРИЗ педагогики.
• Нацелить педагогов на изменение подхода к экологическому образованию дошкольников.
Повысить уровень активности педагогов, развивать стремление к сотрудничеству.
Публикация «Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Для начала хочу определиться с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
Цель:
• развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
Основные методы триз- педагогики в экологическом воспитании
1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека
2) игры:
- на познание и классификацию «Назови, одним словом»
- на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».
- на самосознание «Что будет, если …»
- на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».
3) системный анализ
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны :
• это различные виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре
• не сдерживать двигательную активность детей
• вовлекать детей в исследовательскую работ-проведение опытов
• Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.
Элементы ТРИЗ использую на занятиях, прогулках, экскурсиях, во время трудовой деятельности.
Одним из элементов в ТРИЗ педагогики является :
Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.
Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются … .?», «Что было бы, если… .», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …»
Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.
Метод морфологического анализа – с помощью таблиц познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам.) Системный оператор или «Волшебный экран», который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. Системный оператор "Откуда книга к нам пришла? ", «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части-целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?».
Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой.
Занятия с элементами ТРИЗ можно разделить на несколько основных категорий:
o «Занятия—путешествия» во времени и в пространстве, во время которых детям предстоит совершить «путешествия» мысли, воображения в страну настроения или, к примеру, незнакомый город. Эти упражнения обостряют внимание и наблюдательность.
o «Занятия-беседы», на которых нужно решить противоречие, сделать открытие и, в результате, что-то узнать. Одним из преимуществ этой формы упражнения является радость творческого открытия, которую испытывает ребенок.
o «Занятия—загадки», в процессе которых дети решают логические задачи, думают, догадываются, приводят доказательства, сравнивают и припоминают.
o «Занятия-эксперименты», на которых ребенок вместе с родителями познает тайны природы, выявляет свойства объектов и их связи.
1 раздел программы ТРИЗ- Мир вокруг –это наблюдения, экскурсии. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир, либо человеком (рукотворный мир) .
Полученные знания закрепляем играми «Собери овощи и фрукты», «Узнай по вкусу» «Из чего сделано» и. т. д
2 раздел. Живая природа – наблюдения за растениями, животными, птицами. Развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Для систематизации, углубления знаний, воспитания наблюдательности, служит игра "Чем похожи и чем отличаются?" Такие игры увлекают детей, пробуждают в них фантазию, развивают словотворчество, учат размышлять и делать выводы, дают начало изобретательским умениям.
По мере знакомства с животными или растением, мы вместе с детьми находим соответствующее место в царстве животных или в царстве растений. Это также систематизирует знания детей, развивает умение классифицировать.
3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано
Провожу опыты по воде (свойства, состояние и. т. д, растворимые и нерастворимые, тонущие- не тонущие. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Так же закрепление провожу играми «Маленькие человечки» (превращаемся в камни, дерево, и. т. д, «Из чего сделано» и. т. д
4 раздел. Планета наш - дом, обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».
Так же закрепление проводим с помощью игр «Что лишнее» ,«Назови одним словом»
Третий год я веду экологический кружок «Фантазеры»
Кружок «Фантазёры» - даёт возможность детям смело воплотить свои оригинальные идеи на бумаге или с помощью различных материалов, стать изобретателями экологических видов транспорта, необычных домов, фантастических животных и многого другого. Здесь все самые необычные идеи легко найдут своё воплощение. Мы фантазируем и изобретаем, используя для творчества не только бумагу, но разные бросовые материалы, проволоку, и даже фантики.
. В апреле 2014 года участвовали в открытом городском конкурсе детско-научно-фантастического рисунка «Золотой телескоп».
И в заключении хочу сказать, что использование элементов ТРИЗ в экологическом воспитании способствуют :
• Воспитанию у детей качества творческой личности, способности понимать единство и противоречие окружающего мира;
• Развитию творческого воображения, фантазии у детей;
• Повышению уровня психических процессов: воображения, памяти, внимания, мышления;
Воспитанию интереса к природе, желание познавать новое.
Понимать ребенка и чувствовать понимание с его стороны, быть другом, подняться до уровня детских мыслей, переживаний, логики, творить во всех сферах деятельности, вот что позволяют элементы ТРИЗ.