Шамсет Юриевна Нагоева
Использование сказок на уроках в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить учителей начальных классов с использованием сказок на уроках в начальной школе.
Задачи: научить приемам использования сказок;
показать некоторые приемы и отрывки из уроков, где использовались сказки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Слайд 2
Публикация «Использование сказок на уроках в начальных классах» размещена в разделах
Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей.
Я расскажу сегодня об использовании сказки на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее.
Выполнение "сказочных” заданий помогает формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.
Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них:
Слайд 3 Если необходимо проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
Слайд 4 «Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.
Слайд 5 Приём «Фантастическая добавка» : учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Слайд 6 Приём «Сказочные пазлы». Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:
-пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;
-описание персонажа;
-сочинение своего продолжения сказки.
Слайд 7 Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках, а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка).
Слайд 8 Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке.
Угадайте, из какой сказки герой : " Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что ни пожелаешь ".
Из сказки " По щучьему велению ".
Отправляемся в путь на печи. На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.
Вот отрывок из урока математики по теме «Сложение однозначных чисел» в 1 классе :
- Сегодня мы отправимся в путешествие и встретимся со своими старыми знакомыми-героями известной сказки. А какой вы узнаете, решив примеры Слайд 9
Что за сказка? Теремок! Как вы помните, все герои этой сказки хотят жить в теремке. Но сначала звери должны пройти маленькие испытания. Давайте узнаем, что это за испытания и поможем героям сказки. Слайд 10
Вот наш теремок, а где же герои?
Учитель:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Мышка серая, Норушка,
Вышла в поле погулять,
Видит мышка теремок
В чистом поле одинок.
Мышка очень удивилась,
Подошла, остановилась.
Кто там, в тереме живёт?
Может в гости позовёт.
Видит мышка объявление:
«В домик тот зайдёт,
Кто числа по порядку разберёт». Слайд 11
7 3 1 5 8 4 6 2 10 9
Слайд 12 Зашла мышка в теремок и стала в нём жить.
Учитель:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Шла лягушка из болота
Видит, заперты ворота.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
А мышка ей в ответ:
«Чтобы дверь мою открыть,
Задачу надо вам решить». Слайд 13
На слайде читают и решают задачу.
Слайд 14 Решила задачку лягушка и попала в теремок.
Учитель:
-Бежит мимо терема зайчонок:
Ой, гляди-ка! Теремок,
В чистом поле одинок!
Постучу я лапкой в двери.
Чей скажите, этот терем?
Эй, впустите зайца в терем!
Слышит он такой ответ:
«Рады мы тебя впустить,
Но не можем дверь открыть.
Отвечай-ка посмелей
На вопросы побыстрей.
-Назови состав числа 8» Слайд 15
Слайд 16 Зашел зайчонок в теремок и остался в нём жить.
Учитель: Что случилось, когда пришёл мишка? Раздавил теремок. Слайд 17
Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту, чтобы его ни звери, ни ветер не смогли сломать. Слайд 18
На уроках адыгейского языка, литературы и внеклассных занятиях я использую адыгские народные сказки и сказки других народов, переведенные на адыгейский язык. Слайды 19-22
Можно по иллюстрациям, героям, отрывкам узнавать сказки. Также включаю в свои уроки инсценирование отрывка или всей сказки детьми. Слайд 23
В современных условиях для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время целесообразно использовать компьютерные технологии. Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям.
Рефлексия.