Елена Зубковская
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сказкотерапии в работе
с детьми дошкольного возраста.
Многие личностные качества ребёнка формируются в период дошкольного детства. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Сказка помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего.
Публикация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. У многих дети в силу разных причин нарушено общение со сверстниками. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказка.
Цель сказкотерапии : активизация мышления, расширение сознания ребёнка, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром, а также восстановление адекватного поведения ребёнка с помощью различных сказочных приёмов.
Задачи:
снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
развитие умения преодолевать трудности и страхи;
выявление и поддержка творческих способностей;
формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
передача ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами.
Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.
Основные правила работы с детьми :
1. Места для занятий должно быть много.
2. В ходе занятия детям периодически даётся возможность рассказывать о своих ощущениях, но иногда и просто молча послушать себя.
3. Вхождение в сказку – очень важный момент, момент волшебства, таинства.
4. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу.
5. Все атрибуты сказок можно варьировать и взаимозаменять.
6. Все слова детей, все их движения являются успешными. Их нужно поощрять.
Структура занятия по сказкотерапии :
1. Приветствие. Вхождение в сказку (создание эмоционального настроя на занятие).
2. Основная часть (решение сказочной задачи, игры-беседы с персонажами сказки, игры с загадками, пословицами).
3. Прощание, рефлексия, выход из сказки.
Таким образом, в своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Через использование сказки мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов.
Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.
Список использованных источников
1. Вачков, И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога / Современное дошкольное образование. – 2008.- №4.- с. 50 – 55.
2. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Речь», 2004. - с 12 – 59
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Златоуст», 1998. – 352 с.