Татьяна Воронова
Использование сказки в работе с детьми младшего возраста с целью облегчения адаптационного периода
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация, это сложный период в жизни маленького ребенка, который вступает на путь нового этапа своей жизни. Как правило, сопровождается тяжелыми переживаниями, изменением поведения ребенка, что способствует к частым заболеваниям. В это момент организм приспосабливается ко всему новому. Перед воспитателями и родителями стоит задача помочь ребенку как можно спокойно и безболезненно войти в новый мир, мир детского сада. Дети очень эмоциональны и впечатлительны, быстро получают положительные и отрицательные эмоции от взрослых и сверстников. Все это, как правило, вызывает у ребенка стресс, обостряется чувствительность к разлуке с матерью, появляется страх к новому. Дети в этот период более плаксивы, тревожные, замкнутые и даже могут быть агрессивны, все это происходит потому, что ребенок впервые остается без мамы в незнакомой обстановке, ему приходится перестраиваться полностью на психологическом, эмоциональном уровне. В период адаптации воспитатель играет большую роль в жизни каждого ребенка, ведь именно он создает атмосферу доброты, новых положительных эмоций и впечатлений, находит к каждому ребенку свой индивидуальный подход, что позволяет детям положительный настрой к детскому саду. Всему этому способствуют различные методы и приемы для благополучной адаптации : это различные игры, чтение потешек, маленьких рассказов, сказок, инсценировки сказок и т. д. Одним из методов положительной адаптации детей является сказкотерапия. Она позволяет помочь ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется во взрослой жизни. Дети очень любят сказки, она позволяет ребёнку «проиграть» вместе с воспитателем любую ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и в своих действиях. Сказкотерапия-это «лечение сказкой», любую сказку можно сделать полезной, обыграть ситуацию с любимыми сказочными героями, позволяет добиться хороших результатов. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и вместе с воспитателем сделать правильные оценки и выводы, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое решает ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации. С помощью сказки ребенок может справиться с различными психологическими проблемами, учится общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства, совершенствует процессы внимания, памяти, мышления, самоконтроля, связной речи, а педагог является непосредственным активным участником, он заряжает своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий. Естественно, что не все дети сразу включаются в процесс и активно участвуют, хорошо то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он находится и рядом нет мамы. В этот момент педагог в процессе работы постоянно поощряет естественные реакции детей, что позволяет повлиять на внутренний мир ребенка, что позволяет постепенно подвести к более безболезненной адаптации к детскому саду.
Темочки:
Использование сказкотерапии в период адаптации детей является эффективным и влияет на создание благоприятной атмосферы в группе и эмоциональное состояние ребенка, развивает социальные и коммуникативные умения (включаться в диалог, пользоваться простыми фразами, так же снижается уровень эмоционального напряжения, уменьшаются агрессия и переживания, связанные с новыми переменами. Дети начинают доверять воспитателю и сверстникам, что способствует благотворной адаптации к детскому саду. Также можно отметить, что сокращается время адаптационного периода, и дети приходят в группу, остаются спокойно, вспоминают маму лишь к вечеру, активно играют, с удовольствием общаются со сверстниками. Используя сказкатерапию в работе с детьми дошкольного возраста в период адаптации, является эффективным способом при адаптации к детскому саду.