Алёна Новикова
Использование сенсорной комнаты в коррекционной и развивающей работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Во многих сегодняшних образовательных учреждениях имеются сенсорные комнаты. В них проводят занятия педагоги-психологи. Использовать в коррекционной и развивающей работе пространство сенсорной комнаты можно и нужно не только педагогам-психологам, но и другим педагогам и специалистам. Оснащение сенсорной комнаты многофункционально. С ним могут проводить занятия педагоги и специалисты самого разного профиля.
Публикация «Использование сенсорной комнаты в коррекционной и развивающей работе с детьми» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В сенсорной комнате педагогами и специалистами в игровой форме могут проводиться занятия, которые ориентированы на решение следующих задач:
Создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
Стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
Активацию различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
Педагогическую коррекцию различных нарушений развития у детей.
Особенно результативны занятия в сенсорной комнате для детей с тяжёлыми речевыми патологиями. Речевые расстройства сдерживают познавательные способности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, проявленную моторную неловкость. У детей данной категории очень невысокая работоспособность, которая объединена с ограничением сенсорного потока. Коррекционная работа с такими детьми обыкновенными способами и приёмами не всегда даёт нужные результаты.
Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия могут проводиться подгруппами до 4 человек или индивидуально. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся в небольшой подгруппе или индивидуально, если необходимо достигнуть релаксационного эффекта.
Время занятий устанавливается специалистом с учётом субъективных особенностей ребёнка. При работе с гипервозбудимыми детьми продолжительность занятий должна быть сокращена, нужно уменьшить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
После посещения сенсорной комнаты ребёнок должен чувствовать спокойствие, даже если занятия были сориентированы на формирование определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: улаживание психоэмоционального состояния. Здесь важно использовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую результативность за минимальное время.
Основные методы коррекции в сенсорной комнате
Для работы в сенсорной комнате специалистами ДОУ используются разные коррекционные и развивающие методы : особые упражнения для развития всевозможных каналов восприятия, сказкотерапия. аутотренинг и релаксация.
Эффективным является использование методик свето-, цвето-, звукотерапии для воздействия на состояние ребёнка через подходящие органы чувств.
Зрению принадлежит преимущественно сознательная роль в процессе познания внешнего мира. Через глаза мы получаем до 90% информации. Цветотерапия – лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения.
Звуки охватывают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны, или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает мышление, активизирует неуверенность, раздражительность. Для того чтобы исключить это, необходимо верное представление действия музыки и любых звуков на живой организм.
С целью использования музыкотерапии, в ДОУ собрана нужная фонотека классических и особых релаксационных произведений.
Позитивные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений увеличивают внимание, тонизируют основную нервную систему.