Попова Ирина Викторовна
Использование семейных традиций в социализации детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование семейных традиций в социализации
детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Попова Ирина Викторовна
Актуальность темы обусловлена важной ролью семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей.
Публикация «Использование семейных традиций в социализации детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Большинство человеческих взглядов на жизнь, привычек и особенностей характера формируются под влиянием семьи. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Семейное воспитание занимает главенствующее место в системе становления личности. От родителей детям передаются базовые знания о мире и системе ценностей.
Важную роль играют семейные традиции. Само понятие «традиция» - означает «передавать». В настоящее время предназначение традиций сводится к регулированию межгрупповых и межличностных отношений, а также передаче от поколения к поколению социального опыта.
Семейные традиции, по сути, это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. Ничто не сплачивает семью так, как традиции, благодаря которым в доме формируется благоприятный психологический климат, а между членами семьи – добрые взаимоотношения. Уважение семейных традиций является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка.
В то же время, воспитательные ошибки родителей, особенно – молодых, часто связаны с тем, что многие родители сами не впитали в детстве семейные ценности, далеко не во всех семьях сформированы семейные традиции, сплачивающие семью. Это может иметь серьезные последствия для воспитания и духовно-нравственного развития ребенка, начиная с самого раннего возраста, формирования его характера, личности.
Важная роль в возрождении семейных традиций принадлежит не только родителям, но и специалистам ДОУ, которые многое могут сделать, работая совместно с родителями. ФГОС ДО определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями и ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Родители должны быть активными участниками воспитательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых воспитателями и другими специалистами ДОУ, а не просто сторонними наблюдателями.
При этом признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения, и формировать совместно с родителями семейные традиции.
Все это определило цель работы с родителями в ДОУ: совершенствование условий воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством формирования семейных традиций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Повысить компетентность воспитателей в вопросах совместной с родителями деятельности по формированию семейных традиций.
2. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ в формировании семейных традиций.
3. Организовать совместную работу воспитателей младшей группы и родителей по формированию семейных традиций.
Ранний возраст – один из важнейших периодов развития и становления человека. Именно в раннем возрасте происходит стремительное физическое и психологическое развитие человека, у него формируются психические процессы, свойства и качества личности.
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года своей жизни, значительны. Именно они являются фундаментом становления личности ребенка. Большая ответственность ложится на плечи родителей, которым необходимо не только взять на себя ответственность за своего ребенка, но и создать благоприятную для его развития атмосферу.
Делая первые шаги во взрослую жизнь и вступая на первую ступень образования – дошкольное образование, жизнь ребенка кардинально меняется. Родители уже перестают быть постоянными спутниками малыша, а на их место приходит воспитатель.
Я – воспитатель группы детей раннего дошкольного возраста. Я – тот человек, которому родители доверяют самое ценное - своих детей. Человек, который обязан обеспечить безопасность детям, создать для них уютную атмосферу для благоприятного вхождения во взрослую жизнь и облегчение процесса адаптации. И, если с безопасностью физической все понятно, то обеспечение психологической безопасности – одно из важных факторов успешной и быстрой адаптации. Психологическая безопасность – это эмоциональное благополучие ребёнка, удовлетворённость средой, доверительное отношение. Я считаю, что безопасность для ребенка раннего возраста – это прежде всего, понимание и осознание процессов, происходящих вокруг.
В работе с родителями важно установить доверительные, партнерские отношения. Такие отношения способствуют успешной адаптации детей, а так же формируют эффективное взаимодействие детского сада и семьи. На начальном этапе (этапе знакомства с семьей, я стараюсь как можно больше узнать о семьях воспитанников, их привычках, вкусах, интересах, традициях и т. д. Провожу индивидуальные беседы, консультации. Знакомлю родителей с сайтом нашего детского сада, который периодически обновляется.
Для того, чтобы адаптация протекала легче и ребенок быстрее привыкал к условиям пребывания в детском саду, я решила ввести ритуалы и традиции для того, чтобы дети чувствовали себя в безопасности и точно знали, что после того как малыш заходит в группу, ему ничего не угрожает, мы с ним обнимаемся, а затем он обнимает всех присутствующих детей (такой ритуал позволяет ребёнку доверится мне и понять, что он в безопасности, а объятия деток друг с другом позволяет найти контакт для дальнейшего дружеского общения). А кошечка «Мурка», которая живет у нас в группе, зовет нас мыть ручки и садиться за столы завтракать. Собачка «Шарик» наблюдает за нашими успехами в течении дня, кукла «Варя» помогает нам правильно и самостоятельно надевать вещи. Мудрая сова «Соня» точно знает ответы на все вопросы.