Бурдина Светлана Валентиновна
Использование робототехники в ДОУ «Растим будущих конструкторов»
Использование робототехники в ДОУ
«Уже с детства дети должны получить
возможность раскрыть свои способности,
подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире».
(Д. А. Медведев).
На сегодняшний день робототехника одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Можно ли представить жизнь в современном мире без механических машин. Вряд ли! Ведь именно благодаря роботам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, улучшилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни.
Публикация «Использование робототехники в ДОУ „Растим будущих конструкторов“» размещена в разделах
Образовательная робототехника является значимым направлением в свете реализации приоритетов национальной образовательной политики. На практике остро ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности в техническом творчестве и привитию первоначальных конструкторских навыков.
Образовательная робототехника - это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения.
Благодаря разработкам компании Лего Education на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов при помощи игры «Путешествие с Машей и Максом».
Конструктор ЛЕГО Education We Do развивает детскую фантазию, воображение, формирует навыки начального технического конструирования и программирования. Робототехника играет большую роль при подготовке к школе, способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире. Позволяет детям в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
В связи с вышесказанным возникла необходимость в создании такой педагогической практики.
Цель практики – Развитие конструкторских умений и навыков, творческих способностей в воспитание личности ребенка, средствами робототехники.
Задачи практики:
1. Сформировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека.
2. Приобщить к техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, находить конкретное решение задачи и технически осуществлять свой творческий замысел.
3. Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, развивать умение анализировать полученные данные.
4. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования робототехнических моделей.
5. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей;
7. Выявлять и обеспечивать дальнейшее развитие одаренных талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Целевая аудитория – воспитанники ДОУ от 5-7 лет, педагоги.
Уникальность и ценность этой практики в том, что участвовать в нем может абсолютно любой ребенок нашего ДОУ указанного возраста.
Реализация представленной практики осуществляется с использованием специально разработанного программного обеспечения, для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора Лего Education с использование компьютера.
Применяя практику робототехника, в дошкольном учреждении мы решаем социальные проблемы:
• обеспечиваем равный доступ детей всех социальных слоев к современной образовательной технологии робототехника;
• помогаем детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным;
• помогаем детям реализовать свой потенциал и талант в конструкторских навыках.
Суть практики заключается в том, что у ребенка развивается образное и пространственное мышление, моторика, умственные способности и логика. Концентрируясь на деталях конструктора и процессе сборки, принимая решения, какие детали, и в какой последовательности необходимо соединить, ребенок обретает самостоятельность, упорство и терпение. Робот – модель не является законченной игрушкой, у ребенка есть возможность самостоятельно создать игрушку, а в дальнейшем и изменять ее. Подобные занятия - это своеобразная тренировка навыков. Уже на этом этапе можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей, помогать им, реализовывать свой потенциал и талант. Поэтому занятия образовательной робототехникой необходимо вводить в детском саду.
Третий год в детском саду я веду занятия по робототехнике и клубные часы. Для работы с детьми были приобретены комплекты конструктора LEGO Education WeDo. Занятия по робототехнике проходят как с группой детей, так и индивидуально. Создавая реально действующую модель робота по разработанной схеме, дети чувствуют себя настоящими инженерами - конструкторами. Чтобы робот в конце сборки начал двигаться, надо внимательно рассмотреть схему, выбрать нужные детали, правильно соединить блоки, мотор и датчик. Если допустить ошибку в сборке модели, работа не принесет желаемого результата. Дети стараются быть внимательными, помогают друг другу и очень радуются, когда в конце занятия видят сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
В конце занятия ребята с удовольствием играют своими созданными моделями, рассматривают роботов на выставке, рассказывают о своем творении или устраивают маленькие соревнования.
В рамках представленной педагогической практики я использую следующие технологии:
• здоровьесберегающие технологии: использование зрительной гимнастики для глаз по технологии Э. С. Аветисова;
• информационно-коммуникационные технологии: использование мультимедийных материалов входящих в программное обеспечение конструктора, что позволяет сделать процесс обучения более интересным, вызвать живой интерес у ребенка;
• игровые технологии: игровые компоненты, включенные в мультимедийные материалы, программного обеспечения конструктора, повышают интересе детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала, мотивируют создание робота – макета.
Методы:
• словесные (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядные (мультимедийные материалы, детали конструктора);
• практические (создание макета-робота).
Приё мы:
объяснение, пояснение, вопросы; выполнение детьми действий, презентация макета-робота.
Реализация данной практики:
• знакомит ребенка с использованием роботов в современном мире;
• позволит расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников;
• стимулирует интерес и любознательность к техническому творчеству;
• формирует у детей дошкольного возраста умения и навыки работы с современными техническими средствами, развивая у ребёнка познавательный интерес, техническое творчество;
• способствует развитию у ребенка мелкой моторики, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с LEGO – конструктором;
• формирует комплекс правил безопасного поведения при работе с
компьютером, материалами и деталями, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.