Наталья Гордиенко
Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда
Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.
Публикация «Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда» размещена в разделах
Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.
Рисуночные методики можно использовать с разными целями :
— для установления контакта с ребенком;
— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;
— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.
Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.
Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопеда.
Рисуночные упражнения
Свободный полет (закорючки)
Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е. Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.
Логопед просит ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывает ее до чего-нибудь осмысленного. Потом логопед предлагает ребенку рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать. На начальных этапах логопед рисует свое продолжение до тех пор, пока рисует ребенок : даже если он все нарисовал, продолжает делать незначительные штрихи, чтобы ребенок успел максимально раскрыться. Случается и так, что ребенок стремительно дорисовывает линию — например полукруг взрослого превращает в колесо. Постепенно логопед может вводить ограничение времени, но с согласия ребенка. Следует показывать ему, как продумывается план рисования: поворачивать лист с закорючкой, примеряться к тому, что будет нарисовано. Можно также сказать: «Сначала продумай, что ты хочешь нарисовать, посмотри на линию с разных сторон и представь рисунок, который собираешься сделать».
Упражнение может проводиться и в группе. Логопед делит детей на пары и дает каждому по 2—3 листа бумаги и карандашу так, чтобы в одной паре дети рисовали разными цветами. Дети сгибают листы пополам и еще раз пополам (по вертикали и горизонтали, а затем разворачивают их. Каждый рисунок будет помещаться в одну из четвертинок. Затем логопед объясняет задание : «Один из вас рисует другому любую линию. Другой делает то же самое. После этого вы продолжаете рисунок так, как вам захочется. По-старайтесь ничего не говорить — когда вы закончите рисовать, обменяйтесь рисунками и обсудите, что получилось у каждого».
Логопед в ходе индивидуальных занятий с ребенком может раскрыть его творческие способности и выявить возможные проблемы развития. Для этого важно соблюдать несколько условий.
— Показывать разные приемы использования линий, заданных партнером. Логопед может изменять направление рисунка, рисовать разную перспективу, используя линию как главный или второстепенный элемент своего рисунка. Например, прямая по диагонали листа может быть частью дороги или забором, по одну сторону логопед изобразит сад, а по другую — воришку, который утащил оттуда яблоки.
— Использовать разные сюжеты — например, рисовать что-то живое, если ребенок по преимуществу рисует предметы и неживую природу. Можно нарисовать настоящую сюжетную картинку — например из полукруга сделать меч и схематически изобразить битву двух самураев.
— Логопеду не нужно стараться рисовать очень хорошо, пусть рисунки будут четкими, но достаточно простыми.
— Рисовать детям линии разных конфигураций и в разных местах отведенного пространства. Можно использовать и такой прием, как рисование, например, черточки в одной части листа, а зигзага — совсем в другой. Тогда ребенку придется продумывать весь план картинки.
— Рисовать несколько раз в качестве первоначальной закорючки одну и ту же линию, чтобы ребенку пришлось придумывать разные сюжеты для ее продолжения.
— При отгадывании рисунка ребенка следует давать допустимый, но необычный ответ. Например, если он рисует кошку, логопед может добавить определение ее настроения (озадаченная кошка, кошка, которая убежала от собаки и т. д.). Понимание рисунка не должно выходить за пределы того, что изобразил ребенок.
— Затрагивать необычные (возможно, неизвестные ребенку) темы. Например, незнакомых животных, необычные ситуации, фантастические виды транспорта и т. д. Пусть ребенок потрудится и расскажет как можно больше о рисунке. Логопед может задавать ему наводящие вопросы.
— Уделять внимание анализу рисунков ребенка : как он использует линию логопеда, ломает, перечеркивает или закрывает ее собственным рисунком (это признак напряжения его в общении с педагогом) :
— как меняются сюжеты ребенка (повторы и однообразие могут отражать как проблемы интеллектуальной сферы, так и эмоциональное неблагополучие в момент рисования);
— существует ли рассогласование между рисунком и его описанием (ребенок может давать весьма необычное описание при абсолютно ординарном рисунке).
— Подчеркивать реальные успехи ребенка. Например, если не нравится рисунок целиком, можно отметить его необычный ракурс; если рисунок не очень тщательно выполнен, следует отметить интересную идею юного художника.
Использовать ситуацию соревнования, особенно если ребенок сам втягивает логопеда, рисуя большое (почти на весь лист) зачерченное пятно и т. д. С одной стороны, нужно показать, что это трудная задача, похожая на самый настоящий вызов, с другой — придумать какой- то выход (например, нарисовать испорченный телевизор — просто дополнить рамкой это пятно)
Пойми меня.
Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Его суть — в развитии двух умений: передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Каждый участник получает лист бумаги и один из цветных карандашей. Важно, чтобы все рисовали разными цветами. Каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде логопеда все приступают к работе, но через 10—20 с (по усмотрению логопеда) рисунок прерывается и передается соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени рисунок передается дальше, и так до конца, пока не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-то дорисовать и изменить, но не может ни менять, ни зачеркивать уже выполненный рисунок. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать, и что из этого вышло. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального плана, нужно обсудить,
что помешало его реализовать (кто-то невнимательно посмотрел на рисунок, замысел был обозначен неточно и т. д.). Важно, чтобы дети проговорили, что уровень понимания замысла другого и умение донести свою мысль до других тесно взаимосвязаны. После пробного рисунка можно повторить упражнение, усложнив правила игры: ограничить детей определенной темой («Живая природа», «Неживая природа», «Дом» и т. д., уменьшить время рисования и т. д.
По ходу выполнения упражнения следует обсудить с детьми и такие темы:
— в чем соблазн простых рисунков (легче передать замысел, но и примитивную мысль высказать легче, чем что-то более сложное);
— что чувствуешь, когда тебя не поняли;
— как нужно оформить свой замысел, чтобы другой тебя понял;
— как нужно изучать рисунок другого, чтобы как можно лучше его понять;
— кто несет ответственность за непонимание.
Основным итогом данного упражнения становится принятие детьми обоюдной ответственности общающихся людей за взаимопонимание: часто тот, кто хочет быть понятым, считает, что другой должен понять его сам по себе, если он любит и хочет помочь, но часто бывает так, что нужно постараться обеим сторонам.
Цвет для передачи настроения и чувства
Это упражнение основано на использовании цвета для изображения оттенков одного и того же чувства, разных настроений, ситуаций и т. д. Ребенок получает набор карандашей и задание логопеда : «Сейчас я буду описывать какую-то ситуацию — попробуй изобразить ее цветом, на обратной стороне рисунка поставь ее номер. Не рисуй картинку, рисуй только свое настроение». После того как ребенок изобразит все ситуации в цвете, логопед просит его перемешать рисунки и зачитывает ситуации в другом порядке. Затем он просит ребенка вспомнить настроение и найти рисунок, а потом по номеру на обратной стороне проверить себя. Пусть сам ребенок решит, что стоит изменить в рисунке, если допущена ошибка. Это упражнение может проводиться в группе. Тогда рисунки всех участников складываются вместе и определение того, где какой рисунок, происходит сообща. При обсуждении можно предложить детям давать названия чувствам и ситуациям, которые они зарисовывают.
Цель упражнения — учить детей находить определения различным эмоциям и переживаниям, различать их.
Ситуации «Вся гамма чувств»
— Ты идешь в зоопарк и смотришь на игры обезьян.
— Сегодня — твой день рождения, тебе дают коробку. Ты открываешь ее.
— Начался дождь — это значит, вы не пойдете в поход, которого ты так долго ждал.
— Сломалась твоя любимая игрушка (телевизор — в тот самый момент, когда должен был начаться интересный фильм).
— Неожиданно на улице на тебя гавкает большая собака.
— Ты случайно задел малыша — тот начал плакать.
— Твои друзья обещали пригласить тебя на день рождения, но потом забыли сделать это.
— Учитель приносит в класс стопку проверенных тетрадей — сейчас ты узнаешь оценку за диктант.
Упражнения могут варьировать и дополняться разными заданиями. В зависимости от возраста ребенка и. целей занятий можно использовать тематические рисунки и ситуации для рисования.