Елена Таранец
Использование развивающих игр в формировании математических способностей детей
▼ Скачать
В дошкольном возрасте игра играет большую роль в жизни детей. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии играет математика. Математическая подготовка детей осуществляется под руководством взрослого постепенно в процессе свободной деятельности и непосредственно образовательной деятельности.
Публикация «Использование развивающих игр в формировании математических способностей детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В связи с этим решаю следующие задачи для развития математических способностей детей :
Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
В группе был организован математический центр, куда были помещены игры на развитие мышления, логики, игры и предметы для развития мелкой моторики. К его оснащению привлекала так же родителей.
учитывая возрастные особенности детей, все виды образовательной деятельности я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, использую персонаж (игрушку, сюрпризный момент, использую дидактические игры. Например, для младших дошкольников использую следующие игровые сюжеты: «Поиграем со снеговиком», "Что нашёл колобок?", "В гости к Старичку - лесовичку", «Весёлый паровозик», "Три медведя", "Теремок". В гости к детям приходит Лиса, Три поросёнка, Петрушка. Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "Путешествие в Тридевятое царство", «Математика в сказке», "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Снежная королева и др. Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу.
Особую роль играют дидактические игры, использование которых позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся дидактические развивающие игры : "Сложи узор", "Четвёртый лишний", "Танграмм", "Сложи из частей целое", «Кто в домике живёт?», различные головоломки, лабиринты
Даю детям упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения - приложения, отношения больше - меньше, выше - ниже, шире - уже). Использую сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предлагаю детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.
Особое внимание уделяю развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. Это такие как: «Поросята и Серый волк», «Почини одеяло», «Подбери заплатку» и др.
Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагаются задания «Снежинки падают», «Бабочка на лугу».
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе таких дидактических игр, как: «Котята разбежались», «Найди клад», «Встань, как скажу» и т. д. Особое место занимают графические диктанты.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения!