Инна Гупп
Использование развивающих игр по формированию социальных умений старших дошкольников средствами этикета
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Знания правил этикета необходимы и государственным деятелям, и широким народным массам, и узко обозначенным социальным группам. Поэтому обучение детей правилам и нормам поведения, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образования, которые способствуют успешной социализации личности. Именно поэтому использование этикета в образовательном процессе детского сада является содержанием современных примерных основных образовательных программ, разработанных с учетом требованием стандарта дошкольного образования, в том числе и программы «Детство» ( авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидце, О. В. Солнцева, с учетом требований которой работает детский сад. А также является темой программы инновационной деятельности дошкольного учреждения, рассчитанной на три учебных года. В рамках плана реализации этой программы в 2016-2017 году планируется ряд выступлений из опыта работы детского сада и отдельных педагогов.
Публикация «Использование развивающих игр по формированию социальных умений старших дошкольников средствами этикета» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Данное выступление посвящено теме «Использование развивающих игр по формированию социальных умений старших дошкольников средствами этикета»
В настоящее время издано большое количество литературы по совре-менному этикету, где охватываются самые разнообразные стороны жизне-деятельности человека (работа, быт, отдых, деловая сфера, отношения между мужчиной и женщиной, международные отношения, правила переписки и т. д.). В настоящее время эта литература является популярной и востребованной, так как помогает людям в построении социального взаимодействия, в более успешном исполнении разнообразных социальных ролей, делает жизнь красивее и приятнее, в том числе и в детском саду.
В соответствии с разработками и рекомендациями современных иссле-дователей Н. В. Бордовской, И. Н. Емельяновой, В. А. Конева и др., а также опыта многих детских садов Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти и др. городов, была создана модель организации образовательной деятельности по формированию социальных умений у дошкольников средствами этикета.
Модель формирования социальных умений дошкольника включает в себя взаимосвязанные, последовательно сменяющие друг друга два этапа, на каждом из которых были определены цели, отобрано содержание, выбраны методы, средства и формы организации.
На первом этапе знакомства с этикетом была поставлена цель - способствовать формированию представлений о правилах поведения, одобряемых окружающими; сориентировать детей средствами этикета в правилах поведения, которые необходимо соблюдать для успешной и безопасной жизнедеятельности в окружающей среде.
Целью второго этапа является активное овладение правилами поведе-ния; способствование освоению детьми с помощью средств этикета ролевого поведения в сфере отношений; оказать помощь в восприятии и осознании этикетных норм поведения в жизни; возбудить интерес к применению своих социальных умений в разных жизненных ситуациях.
Среди основных методов и форм организации образовательной деятельности, а также основного вида детской деятельности, как на первом, так и на втором этапе работы, является игра. Как известно современная классификация все игры подразделяет на игры с правилами и творческие игры. Понятно, что на первом этапе организуются игры и игровые задания с правилами. Так как, здесь важно дать детям элементарные представления. На втором этапе проводятся творческие игры, в которых отрабатываются практические умения и навыки. Темы игр соответствуют тематическому планированию в старших группах и содержательным модулям, которые были определены вначале работы по программе инновационной деятельности. А именно:
Модуль 1. Поведение в общественных местах.
В модуле 2. Культура поведения за столом.
Модуль 3. Поведение среди сверстников.
Модуль 4. Уроки вежливости.
Модуль 5. Я и природа.
Содержание всех модулей выполняется как на первом, так и на втором этапах работы. Рассмотрим игры, которые были апробированы в процессе организации образовательной деятельности в течение последних двух лет в детском саду.
На первом этапе модуля «Поведение в общественных местах» проводятся игры: «Мы едем в автобусе», «Мы по улице идем», «Мой дом, наведу порядок в нем», «Как вести себя во время разговора». На втором этапе интересными являются игры: «Незнайка в театре», «Зимние каникулы», «Путешествие в город этикета», «Так бывает или нет?», «Можно или нельзя».
В модуле «Культура поведения за столом» большее количество времени отводится на второй этап, то есть на овладение практическими умениями и навыками, в том числе умениями пользоваться столовыми или чайными приборами, навыками поведения за столом, умениями сервировки стола и т. д. Для этого важны игры и ситуации с темами: «Праздничное чаепитие», «День рождения», «В гостях у Винни-Пуха», «Праздничный стол», игра – драматизация «Угощение», «Правила чистюли» и др.
Для педагогов большой интерес представляет третий модуль, так как культура поведения среди сверстников в группе важна не только как объект этикета, но и это вопрос безопасности. Конечно, многих проблем можно избежать, если заранее проиграть ситуации. Эту задачу можно решать в играх: «О дружбе и друзьях», «Мальчики и девочки», «Умей извиняться» и т. д.
Кроме общепринятых слов вежливости «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» в жизни существует много других менее употребляемых речевых оборотов. К примеру «будьте добры», «позвольте», «будьте любезны» и так далее. Они почти не известны старшим дошкольникам. Вот этот пробел можно ликвидировать на первом этапе работы над модулем «Уроки вежливости». Для этого используются игры : «Это слово говорят, если вас благодарят», «Город Спасибоград», «Скажи иначе», «Подбери похожие слова». На втором этапе дети упражняются в использовании этих слов в творческих играх и ситуациях: «Как обратиться с просьбой к Вам (к тебе?», Поздравление и пожелания», «Назови вежливое слово – приветствие», «Поищем и найдём добрые слова», «Тихо – громко» и др.
Интересным является пятый модуль. Он называется «Я и природа». Казалось бы, какое отношение имеет природа к этикету. Но в исследованиях А. А. Акишиной, В. Е Гольдина, В. Г Костомаровой, Н. И Формановской правильное отношение к природе указано, как одно из признаков человека не только воспитанного, но и гуманного, нравственного, ответственного за жизнь окружающего живого мира. А в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» указано, что содержание образования этой области должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе нравственных и моральных. К этим ценностям авторы исследований относят и отношение к природе. Мы посчитали это правильным и поэтому выдели отдельный модуль - «Я и природа».
Задачами этого модуля является формирование у детей понимания са-моценности природы, восприятия природных объектов и явлений как «живого», обучения навыкам природосберегающего поведения. Здесь большое место отводится творческим играм, которые некоторые ученые определяют как, игры-предложения, игры - загадки, игры - беседы. К примеру, игры-предложения: («что было бы, если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице…»; «мальчишка бросил мусор, что бы ты сделал?», «что было бы, если бы ты ел грязными руками?»… и т. д. Но мне кажется, что эта образовательная деятельность больше относится не к играм, а к игровым задания и упражнениям. Но для нас важнее результат – усвоенные и примененные в практических ситуациях правила поведения в природе.
Как видим, в формировании социальных умений у старших дошкольников средствами этикета важную роль играют развивающие игры и упражнения. Но всем участникам образовательного процесса надо помнить, что взрослый и ребенок - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость