Елена Алексеевна Коба
Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.
В обучении детей с нарушением слуха используются устная, письменная и дактильная форма речи. Дактильная речь является по существу устно – дактильной; так как общение в дактильной форме сопровождается устной речью.
Публикация «Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Новое слово или фраза дается детям сначала в устной, а затем в устно – дактильной форме. При этом обязательно используются письменные печатные таблички, облегчающие детям восприятие речевого материала и его запоминание. При пользовании табличками побуждают детей устно – дактильно читать зафиксированные на них печатными буквами слова и фразы. Затем слово или фраза снова проговариваются взрослым устно. Хорошо усвоенный речевой материал постепенно начинает употребляться взрослым и детьми только в устной или в устно – дактильной форме (без табличек).
Наблюдаются заметные различия в возможностях детей овладевать разными формами речи. Часть детей сравнительно неплохо воспринимает речевой материал, предъявляемый им в устно–дактильной форме. К ним взрослый обращается в устной или в устно–дактильной форме. Однако большинство детей при восприятии речевого материала, данного в устной или устно – дактильной форме, нуждаются в опоре на письменную речь.
Если ребенка затрудняет чтение дактильных знаков с руки, чтобы облегчить восприятие речи, подходим к нему и побуждаем говорить устно или дактилировать вместе с ним.
У некоторых детей с нарушением слуха запаздывает или нарушается формирование произвольных движений, имеются затруднения в воспроизведении дактильных знаков.
Движения пальцев у них некоординированны, дактильные знаки смешиваются. В этом случае необходимо особенно внимательно следить за тем, как ребенок дактилирует, показывать образец, исправлять, прибегать к совместному дактилированию, побуждать повторить слово, в состав которого входит «трудный знак», несколько раз.
Как правило, нарушение произвольных движений, а также отсутствие внимания и умения сосредоточиться осложняет и усвоение техники письма. Буквы получаются разной высоты, неправильных очертаний, ребенок пропускает некоторые элементы букв, буквы в словах и т. д. Такие дети нуждаются в индивидуальной помощи: необходимо смотреть, как ребенок пишет, исправлять ошибку, показывать, как надо писать, учить использовать образец, напоминать, что списывать следует, прочитав сначала слово целиком и т. д. Если же и такой помощи недостаточно, прибегают к дополнительным приемам : выделяют строку красным карандашом, ставят опорные точки, пишут букву, слово вместе с ребенком.