Мая Степанова
Методиеская разработка «Использование разнообразных пирамидок в обогащении сенсорного опыта детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование разнообразных пирамидок в обогащении сенсорного
опыта детей раннего возраста и
детей с ограниченными возможностями здоровья
Учитель – дефектолог: Папина Надежда Сергеевна
Воспитатели: Степанова Мая Владимировна
МБДОУ «Детский сад №23» г. Чебоксары
Публикация «Методиеская разработка „Использование разнообразных пирамидок в обогащении сенсорного опыта детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Пирамидка
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Авторы напоминают о важном значении сенсорного развития в жизни ребенка-дошкольника, делятся личным опытом по использованию разнообразных авторских игровых пособий (на основе классической пирамидки).
The authors remind us of the importance of sensory development in the life of a preschool child, share personal experiences on the use of a variety of copyright gaming benefits (based on the classic pyramid).
Появление ребенка на свет – это большое событие для каждой семьи. Спустя несколько месяцев после рождения, у малыша проявляются первые эмоции по поводу игрушек, а на первом году, он уже начинает выделять среди них свои любимые по разным признакам.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В МБДОУ «Детский сад №23» г. Чебоксары, где проводятся специальные НОД, игровые сеансы, где особое значение имеет развитие сенсорных представлений у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.
Знакомя детей с различными свойствами предметов главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
Значение сенсорного развития : упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. И чем больше представлений действия с разными предметами будут у ребенка с ОВЗ, тем обширнее и без ошибочнее его действия с предлагаемыми предметами станут в будущем. Как важно в этот период детства предоставлять ребенку такие игрушки, которые способствовали накоплению опыта разного правильного взаимодействия.
Лучше всего сенсорное воспитание развивается у детей во время игры – ведь игра стихия детей, и, играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны.
Предметная деятельность способствует обогащению сенсорного опыта, развитию внимание, наблюдательности, позитивно влияет на эстетическое чувство, влияет на расширение словарного запаса ребенка, является основой для развития воображения, готовит к реальной жизни.
Манипуляция с предметами у детей с ОВЗ различной формы и структуры полезна для детской руки, она развивает мелкую моторику детей и положительно влияет на их речь.
Обучение «особых» детей довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития. Игры по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможны при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов.
Дидактические игры и пособия хорошее дополнение разного рода занятиям, трудовым действиям, наблюдениям и самостоятельным играм. В различных видах деятельности дидактические игры могут быть использованы по-разному.
Необходимо задуматься, какие игрушки выбрать ребенку, чтобы время игры прошло с пользой для развития. Пойдет речь о тех игрушках, которые каждый из нас помнит из своего детства – пирамидках.
Традиционная пирамидка – это доступная игрушка для ребенка, вначале малыш только разбирает пирамидку, со временем он начинает одевать их – поначалу в неправильном порядке, позднее все начинает делать правильно и справляется со сборкой пирамидки за несколько минут. Это игрушка с внутренним стержнем, на который одеваются разноцветные, разные по величине кольца.
Эта игрушка не так проста, как кажется. Создано множество методик для игр с ребенком, чтобы детские пирамидки обучали тем или иным качествам.
Детская пирамидка при сборке помогает развить мелкую моторику и подготовить руки ребенка к умению самостоятельно кушать ложкой. Игра с нанизыванием колец на стержень помогает развить координацию и ловкость. А собирая детали по цветам, размеру или форме, ребенок учится названиям цветов, величин и геометрических фигур, что закладывает развитие речи, учит сравнивать, развивает логику.
В настоящее время имеется много видов детских пирамидок, которые отличаются и по материалу, и по форме, и по ряду других параметров. Для самых маленьких производят мягкие пирамидки, выполненные из разных тканей. Такие пирамидки имеют важное развивающее значение – они тренируют осязание и кожные рецепторы пальцев рук.
Существуют и более сложные виды пирамидок. На стержне могут располагаться различные горизонтальные части, не позволяющие легко одеть или снять детали с выемками. Для этого нужно правильно провернуть деталь – так, чтобы выемка и выступающая часть полностью совпали. Сложные пирамидки предназначены для детей от 3 лет, поскольку требуют некоторых умений и навыков.
Работая с детьми с ограниченными возможностями развития, наблюдая за действиями детей с пирамидками, нами изготовлены несколько игровых пособий по аналогии с пирамидками.
«Трубочки по цвету и размеру».
Представляем варианты:
- трубочки разной длины и цвета, нанизываются на стержни, соответствующей длины,
-трубочки разного цвета нанизываются на стержни соответствующего цвета,
-трубочки одного диаметра, но разного цвета нанизываются на стержень, разделенный по цвету, соответствующие трубочкам. Трубочки нанизываются на стержень в соответствии с цветом стержня последовательно друг за другом,
- трубочки разного цвета и двух размеров в диаметре нанизываются на стержни соответствующего цвета и вставляются по цвету друг в друга,
-трубочки разной длины и цвета и диаметра двух размеров, нанизываются на стержни, соответствующей длины в соответствии с цветом и диаметром. Количество трубочек может быть больше.
Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка с ОВЗ. С возрастом задачи сенсорного воспитания существенно усложняются, хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и др. свойствах предметов. Игра для детей - это способ вырасти и стать большими. Они нужны ребёнку для того, чтобы он мог жить яркой, радостной, интересной жизнью.
Источник: href="https://www.onethree.ru/tag/rebenok"