Елена Журавель
Использование различных форм физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В настоящей статье отражается проблема сохранения детского здоровья. Ссылаясь на личный опыт, автор раскрывает ключевые моменты организации режима дня решения главной задачи – гармоничного и полноценного развития личности каждого ребенка.
Ключевые слова: здоровье, режим, гармоничное развитие.
Период дошкольного детства является самым значимым этапом в жизни каждого человека, ведь именно в это время начинает формироваться фундамент здоровья, который станет основой на долгие годы последующей жизни. Кроме того, в этот же период происходит совершенствование физических качеств, необходимых для полноценного развития не только двигательной сферы детей, но и интеллектуальной.
Публикация «Использование различных форм физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Данные ВОЗ в последние десятилетия отражают печальную статистику, свидетельствующую о снижении уровня абсолютно здоровых детей. Испытывая уже в дошкольном детстве дефицит двигательной активности, они нередко имеют и сниженный иммунитет ввиду замены полноценных прогулок на свежем воздухе увлечением компьютерными играми.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья современных дошкольников – задача, требующая незамедлительного и комплексного решения в тесном сотрудничестве родителей, педагогов и специалистов.
С целью снижения заболеваемости в нашем дошкольном учреждении предпринимается ряд мер. Рассмотрим их.
Первое, о чем следует рассказать - режим дня, находящий свое отражение в четком распорядке пребывания дошкольников в детском саду, где соблюдается рекомендованное СанПином чередование активности и отдыха, а также рациональная организация сна и бодрствования. Необходимость соблюдения режима дня доказана годами педагогической практики и не одним поколением специалистов разного уровня.
Обязательной составляющей режима дня дошкольника, несомненно, является гимнастика. Ежедневная организация утренней и бодрящей гимнастики позволяет активизировать нервную систему детей, наладить работу внутренних органов и систем, запустить физиологические процессы обмена, увеличить возбудимость коры головного мозга.
Вторым, не менее важным компонентом режима дня является прогулка. Пребывая на свежем воздухе, дошкольники получают прекрасную возможность укрепить свое здоровье и повысить сопротивляемость к заболеваниям за счет естественного закаливания организма. По ходу прогулки дети максимально удовлетворяют свою потребность в движении, а значит, в их организме ускоряется обмен веществ, улучшается кровообращение, нормализуется газообмен, повышается аппетит, укрепляется мышечная система, что в целом повышает их жизненный тонус.
Помимо прогулки в своей практике мы используем и другие способы закаливания: умываемся и полощем рот прохладной водой, практикуем принятие воздушных ванн после пробуждения, используем контрастные обливания ног. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды. Эти и другие закаливающие процедуры помогают повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями.
Не секрет, что любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников и влечет за собой быструю утомляемость, снижение устойчивости их внимания, потерю интереса к деятельности, что, безусловно, отрицательно воздействует на ее эффективность. По указанным причинам для снятия мышечного напряжения, переключения внимания детей и активизации их работоспособности во время занятий мы используем физкультминутки и динамические паузы. Проведения в середине образовательной деятельности 1-2 минутных игровых действий достаточно для решения этой задачи. Для активизации интереса детей мы часто используем музыкальное сопровождение.
Вообще для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка. Так, мы проводим «Минутки здоровья» перед выходом на прогулку, на прогулке, между различными видами деятельности, перед сном, после пробуждения. Продолжительность их невелика, всего 2-3 минуты, а оздоровительный эффект очень большой. В качестве «минуток здоровья» мы используем : пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.
Хочется отметить, что вызываемые активной двигательной деятельностью игрового характера положительные эмоции благотворно воздействуют на течение всех физиологических процессов детского организма. Особо ярко это проявляется в условиях участия в подвижных играх. Увлекаясь игровым сюжетом, дети не замечают усталость, многократно выполняют одни и те же движения, доводя их до совершенства. А это приводит к развитию выносливости.
Подводя итоги, следует отметить, что охрана и укрепление здоровья детей проходит в двух направлениях:
1) в ходе организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, исключения переутомления;
2) в ходе организации мероприятий, воспитывающих привычку к физической активности.
Таким образом, принцип «здоровый ребенок - успешный ребёнок» решается путем осуществления целенаправленной системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Ведь главная цель работы ДОО – создать условия для гармоничного развития детей, а это возможно лишь при условии хорошего здоровья.