Анна Егорова
Опыт работы «Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №2 им. И. С. Иванова с дошкольными группами»
Доклад
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Выполнила: Егорова Анна Александровна
Воспитатель, первая категория
с. Сунтар, 2021г.
Содержание.
1. Оглавление….1
2. Введение… 3
3. Основная часть…. 4
4. Заключение…7
5. Использованная литература….8
2
Публикация «Опыт работы „Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
Введение:
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициям, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его.
Актуальность проблемы заключается в том, современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому главная цель – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Задачи:
1. побудить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
2. прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду;
3. ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей;
4. формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности.
Проблема воспитание у порастающего поколения – любви к своей малой Родине выпала из поля зрение ученных и практиков. И, как следствие – падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.
С введением в действие закона РФ об образовании, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, изучение истории страны, края.
«Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…» Д. С. Лихаёв.
И можно точно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это – начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.
Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо икать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.
Одним из таких методов является метод проектной деятельности, который позволяет применить принципы диалогизма, креативности, соразвития, открытости. Основная задача педагогов - пробудить любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому саду, городу, чувство гордости за страну. Сотрудники нашего детского сада с большим воодушевлением взялись за решение данные задач. Для начала творческой группой была разработана система и последовательность работы, разработаны блоки : семья детского сад родной город страны культура и традиции.
Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Дружная семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. Наш детский сад находится в зоне «повышенного риска». Основной контингент – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей (отсутствие одного из родителя). В таких семьях нередко возникают конфликты – родители не хотят понимать детей, дети не могут поладить с родителями. В результате возникают конфликты, отчужденность, в некоторых семьях наоборот – излишняя опека со стороны взрослых. Поэтому и возникла необходимость – сблизить членов семьи, постараться свести конфликтные ситуации к минимуму.
В ходе реализации проекта было создано детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенности детей, их желание, права.
Проект «Дружная семья» актуален во всех возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная работа строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместном времени провождению. Результат работы над проектом – оформление фотовыставки «Вместе дружная семья». Родители с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии высказывали свое мнение. Они гордились тем, что выставку оформили их родители.
В старшей, подготовительной группе перед детьми становились уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи. В результате работы над проектом было создано генеалогическое дерево, дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи. Работа по реализации проекта дала положительные результаты. Родители, старшее поколение стали активнее принимать участие между детьми и взрослыми.
Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умением видеть красоту родной природы начинает знакомство с родным краем. Цель проект «Экологическая тропа» - воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее красоту.
В ходе работы над проектом, дети собирали сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада. Дети по крупицам исследовали каждый объект (о том какую пользу, а может и вред оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Продукт работы – красочно оформленный гербарий.
Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы преставления о месте, где они родились и живу, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем был разработан проект «С чего начинается Родина», который велся по следующим направлениям – история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города.
Заключение.
Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству.
Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутренюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает большие перспективы перед педагогом. Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможности видеть дальнейшее развитие проектной деятельности. В планах творческой группы разработка новых проектов – «Детский сад – мой дом второй», «Я живу в России», «Культура народов Саха».
7
Список литературы.
1. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» М. 2005г.
2. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика – Синтез М. 2008г.
3. Е. С, Евокимока «Технология проектирования в ДОУ»., М. 2006г.
4. Г. А. Ковалева «Воспитание маленького гражданина» М. 2004г.