Приложение МААМ

Использование проектной деятельности в ДОУ

Валентина Медведева
Использование проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Проект создать – не поле перейти,

Мы не искали легкого пути,

Мы можем все, хоть мы совсем не боги,

В дошкольном деле мы - простые педагоги…

О. В. Каржаневская

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, начинающий ползать или ходить все тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т. е. он занимается исследовательской деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Публикация «Использование проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество детей и взрослых

Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:

• является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию творческого мышления.

• способствует повышению компетентности педагогов.

Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста.

В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребенок должен «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир». Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «любознаек».

Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.

Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения.

При использовании метода проектов придерживаюсь требований:

1. Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.

2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование проекта (поэтапные результаты).

5. Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);

- сбор, систематизация, анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем.

В своей работе я использую следующие формы детских проектов.

1. Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти», «Благородное животное севера – северный олень», «Подземное царство», «Невидимка – воздух», «Волшебница вода».

2. Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Моя Родина – Новый Уренгой», «Домашние животные».

3. Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Урала», создание музея «Петушка», создание настольного театра «Колобок».

4. Игровые: «Путешествие по городу Орску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т. д.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев, могут быть индивидуальные и групповые. Работу над проектом начинаю с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1. Постановка цели;

2. Поиск формы реализации проекта;

3. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;

4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;

6. Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7. Работа над проектом, его коррекция;

8. Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.

В своей работе использую разные способы разработки проектов. Например:

Планирование проекта «Хлеб – всему голова» по видам деятельности.

1. Непосредственно образовательная деятельность :

1. БЕСЕДЫ

- «Процесс выращивания хлеба»,

- «Злаки»

- «Знакомимся с процессом производства»

- «Из чего делают хлеб»

- «Ржаной и пшеничный хлеб»

- «Как мы можем беречь хлеб»

- «Хлеб на Руси»

- «Хлеб разных стран»

- «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко».

1.2. ЧТЕНИЕ РАССКАЗОВ

- «Я здесь» Я. Тайца

- «Лисичкин хлеб» М. Пришвина

- «Хлеб» М. Глинской

1.3. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

1.4. ЗАУЧИВАНИЕ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, СТИХОТВОРЕНИЙ О ХЛЕБЕ

- «хлеб» Я. Акима

- «Рожь» Я. Дягутите

1.5. РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК

- «Колобок» русская народная

- «Колосок» русская народная

- «На мельнице» немецкая народная

1.6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- «Как превратить зерно в муку»

- «От чего зависит вкус изделия»

- «Как приготовить кислое тесто»

- «Сравнение вкуса изделий, приготовленных из разных злаков»

1.7. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН

- «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые», «Рожь». И. И. Шишкина.

1.8. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

- «Я пеку, пеку, пеку…»

2. Фотовыставка «Хлеб и дети»

3. Выставка поделок из соленого теста

4. Оформление альбома о хлебе

- «Хлеб – драгоценность, его береги, в меру к обеду бери»

5. Экскурсии

- в хлебный магазин;

- на кухню

6. Встречи с интересными людьми

- с кондитером;

- с пекарем

7. Выставка рисунков

«Славится он первым на Земле»

8. Музей хлеба

9. Театрализованная деятельность

- театр-панорама с музыкальным сопровождением «Голубь и пшеничное зерно»

- настольный театр «Колосок»

- драматизация «На мельнице»

- кукольный театр «Колобок»

10. Развлечения

- «Праздник урожая»

- «Весна красна цветами, а осень снопами»

- «Хлеб – это жизнь»

- «Праздник каравая»

- «Ярмарка»

- КВН «Хлеб да каша – пища наша»

11. Игровая деятельность

- сюжетно-ролевые игры:

«Хлебный магазин», «Пришли гости», «Откуда хлеб пришел»

- дидактические игры:

«Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Профессии»

- словесные игры:

«Скажи иначе», «Кто назовет больше изделий из теста», «Что сначала, что потом», «Что было сделано не верно», «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем»

12. Трудовая деятельность

- выращивание злаков для корма птицам;

- заготовка соломки для поделок:

- ручной труд с использованием злаков, соломки;

- изготовление поделок из теста;

- тестопластика;

- оформление мини альбомов, книжек малышек о хлебе.

13. Работа с родителями

- Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к хлебу»;

- Конкурс «Поделись своим рецептом»;

- Папина мастерская: изготовление макета «Как хлеб к нам на стол пришел».

К деятельности детей подключаю обязательно родителей, т. к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предлагаю детям и родителям разные задания: приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать ит. д. Задания тщательно продумываю, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости предоставляю справочный практический материал или рекомендую где его можно найти.

Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту я всегда приглашаю родителей и гостей. А для ребенка это еще и ответственно, значимо. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, обусловленная социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта проходит ярко и интересно так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Выставки совместного творчества всегда привлекают внимание всех детей и родителей не только нашей группы, но и всего детского сада.

Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, пришла к следующим выводам: работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город»Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город» С 8 по 12 октября у нас в группе прошла познавательная проектная неделя : Мой дом, мой город». Актуальность проекта: У каждого ребенка.

Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе «Наш огород»Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе «Наш огород» 2018Фотоотчет о проектной деятельности в средней группе " Наш огород" Вид проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский, групповой.

Фотоотчет по проектной деятельности «Этот день мы не забудем никогда»Фотоотчет по проектной деятельности «Этот день мы не забудем никогда» Мы гордимся великими сынами нашей могучей страны! Мы помним их подвиг! Мы пронесём эту её на века! Именно в дошкольном возрасте мы начинаем.

Фотоотчет о проектной деятельности «Вот оно какое, наше лето!»Фотоотчет о проектной деятельности «Вот оно какое, наше лето!» Лето- это удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь играть, бегать, прыгать. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе.

Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я»Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я» Традицией в нашем детском саду стало проведение праздника "День матери". Мы реализовали идеи краткосрочного проекта «Моя мамочка и я».

Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет)Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Отчёт проектной деятельности «Семья» Вид проекта: творческий продолжительность: долгосрочный участники проекта: родители, педагоги, бабушки, дедушки, воспитанники группы Семья.

Успехи моей ученицы в проектной деятельности — фоторепортажУспехи моей ученицы в проектной деятельности — фоторепортаж Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами радостью. Недавно вы высоко оценили наш мастер – класс «Нежный букет из яичной упаковки», который.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование проектной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 13:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектной деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Медведева (УИ 328445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД