Валентина Медведева
Использование проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект создать – не поле перейти,
Мы не искали легкого пути,
Мы можем все, хоть мы совсем не боги,
В дошкольном деле мы - простые педагоги…
О. В. Каржаневская
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, начинающий ползать или ходить все тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т. е. он занимается исследовательской деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Использование проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество детей и взрослых
Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:
• является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию творческого мышления.
• способствует повышению компетентности педагогов.
Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста.
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребенок должен «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир». Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «любознаек».
Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.
Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения.
При использовании метода проектов придерживаюсь требований:
1. Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
4. Структурирование проекта (поэтапные результаты).
5. Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
В своей работе я использую следующие формы детских проектов.
1. Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти», «Благородное животное севера – северный олень», «Подземное царство», «Невидимка – воздух», «Волшебница вода».
2. Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Моя Родина – Новый Уренгой», «Домашние животные».
3. Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Урала», создание музея «Петушка», создание настольного театра «Колобок».
4. Игровые: «Путешествие по городу Орску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т. д.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев, могут быть индивидуальные и групповые. Работу над проектом начинаю с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
1. Постановка цели;
2. Поиск формы реализации проекта;
3. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;
6. Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7. Работа над проектом, его коррекция;
8. Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.
В своей работе использую разные способы разработки проектов. Например:
Планирование проекта «Хлеб – всему голова» по видам деятельности.
1. Непосредственно образовательная деятельность :
1. БЕСЕДЫ
- «Процесс выращивания хлеба»,
- «Злаки»
- «Знакомимся с процессом производства»
- «Из чего делают хлеб»
- «Ржаной и пшеничный хлеб»
- «Как мы можем беречь хлеб»
- «Хлеб на Руси»
- «Хлеб разных стран»
- «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко».
1.2. ЧТЕНИЕ РАССКАЗОВ
- «Я здесь» Я. Тайца
- «Лисичкин хлеб» М. Пришвина
- «Хлеб» М. Глинской
1.3. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
1.4. ЗАУЧИВАНИЕ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, СТИХОТВОРЕНИЙ О ХЛЕБЕ
- «хлеб» Я. Акима
- «Рожь» Я. Дягутите
1.5. РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК
- «Колобок» русская народная
- «Колосок» русская народная
- «На мельнице» немецкая народная
1.6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- «Как превратить зерно в муку»
- «От чего зависит вкус изделия»
- «Как приготовить кислое тесто»
- «Сравнение вкуса изделий, приготовленных из разных злаков»
1.7. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН
- «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые», «Рожь». И. И. Шишкина.
1.8. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
- «Я пеку, пеку, пеку…»
2. Фотовыставка «Хлеб и дети»
3. Выставка поделок из соленого теста
4. Оформление альбома о хлебе
- «Хлеб – драгоценность, его береги, в меру к обеду бери»
5. Экскурсии
- в хлебный магазин;
- на кухню
6. Встречи с интересными людьми
- с кондитером;
- с пекарем
7. Выставка рисунков
«Славится он первым на Земле»
8. Музей хлеба
9. Театрализованная деятельность
- театр-панорама с музыкальным сопровождением «Голубь и пшеничное зерно»
- настольный театр «Колосок»
- драматизация «На мельнице»
- кукольный театр «Колобок»
10. Развлечения
- «Праздник урожая»
- «Весна красна цветами, а осень снопами»
- «Хлеб – это жизнь»
- «Праздник каравая»
- «Ярмарка»
- КВН «Хлеб да каша – пища наша»
11. Игровая деятельность
- сюжетно-ролевые игры:
«Хлебный магазин», «Пришли гости», «Откуда хлеб пришел»
- дидактические игры:
«Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Профессии»
- словесные игры:
«Скажи иначе», «Кто назовет больше изделий из теста», «Что сначала, что потом», «Что было сделано не верно», «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем»
12. Трудовая деятельность
- выращивание злаков для корма птицам;
- заготовка соломки для поделок:
- ручной труд с использованием злаков, соломки;
- изготовление поделок из теста;
- тестопластика;
- оформление мини альбомов, книжек малышек о хлебе.
13. Работа с родителями
- Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к хлебу»;
- Конкурс «Поделись своим рецептом»;
- Папина мастерская: изготовление макета «Как хлеб к нам на стол пришел».
К деятельности детей подключаю обязательно родителей, т. к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предлагаю детям и родителям разные задания: приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать ит. д. Задания тщательно продумываю, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости предоставляю справочный практический материал или рекомендую где его можно найти.
Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту я всегда приглашаю родителей и гостей. А для ребенка это еще и ответственно, значимо. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, обусловленная социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта проходит ярко и интересно так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Выставки совместного творчества всегда привлекают внимание всех детей и родителей не только нашей группы, но и всего детского сада.
Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, пришла к следующим выводам: работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей.