Чепланова Анна
Использование приёмов ТРИЗ-технологии в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Богатство речи — это важнейший показатель уровня развития умственных способностей ребенка. Через свой родной язык он погружается в жизнь людей, которые его окружают. Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем глубже и богаче способность познавать реальность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что поиск средств взаимодействия с дошкольниками обязателен для того, чтобы воспитать талантливого человека, который может мыслить нестандартно, смотреть на окружающий его мир.
Публикация «Использование приёмов ТРИЗ-технологии в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Такими средствами взаимодействия по праву можно считать инновационные технологии, которые являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования. Одной из таких технологий являются ТРИЗ-технологии. ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач.
Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине.
Организации работы с картиной
1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество на-рисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. Картина находится в поле зрения детей на все время работы с ней.
4. Игры по картине проводятся с подгруппой или индивидуально.
5. Итоговым можно считать развернутый рассказ детей дошкольного возраста, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Этапы обучения рассказыванию по картине
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Важно использовать разнообразные игровые приемы.
Средний дошкольный возраст. Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, может быть дана краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подска- зать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированная методика восприятия, изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.
Особенность данной методики, то что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
Методика направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.
Зарубежный психолог Джордж Принс писал: «Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый арсенал как практических, так и образных, интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словом: ТРИЗ – это сокровище».
Алгоритм работы с картиной:
Шаг 1. Состав картинки.
Игра «Дели!» (Определение состава картины). С детьми рассмотреть картину. Для более детального рассмотрения картины использовать прием «Подзорная труба» (имитация кулачками в виде трубы или готовые картонные трубочки). Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.
Шаг 2. Взаимосвязь между объектами.
Игра «Давай!» (Нахождение связей). Разобрать, как связаны между собой объекты на картине. (Дети выделяют два объекта на картине и объясняют, почему они между собой связаны).
Шаг 3. Характеристики объектов и действий.
Необходимо использовать прием вхождения в картинку. Активно исследовать картину с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказывать о полученных ощущениях, используя 5 чувств : зрение (глаза, слух (уши, обоняние (нос, вкус (язык, осязание (кожа). Пять действий: увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус, потрогать.
Для привлечения внимания детей можно использовать волшебников-помощников: «Я вижу»,
«Я слышу», «Я чувствую запах»,
«Я чувствую вкус», «Я трогаю руками».
Шаг 4. Пополнение словарного запаса образных характеристик.
Составлять рифмованные тесты по мотивам содержания картины. Работа по созданию рифмовок строится в определенной последовательности. Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой. Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые.
Шаг 5. События предшествующие и последующие.
Игра «Отставай-Забегай!» (Выстраивание временной последовательности). Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рас- сказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как. ; после того, как. ; утром. ; потом. ; в прошлом; в будущем; днем; но- чью; зимой; летом; осенью; вес- ной.). Выбрать одного из героев и представить пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом.
Шаг 6. Разные точки зрения.
Перейти на разные точки зрения. Определить состояние одного из героев. Войти в его состояние и описать его окружение или события с точки зрения этого героя. Затем найти другого героя в ином состоянии или взять того же героя в другое время и в другом состоянии. Описать все с новой точки зрения. Включить описания с разных точек зрения в рассказ. Интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим. Начинать надо с более простых вещей, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека.
Что дает работа по данной методике
Рассказывания детей по картине превращаются из скучного занятия в увлекательную игру. Дети раскрепощаются. Дети проявляют свои творческие способности, фантазируют. Рассказы отличаются многообразием, красочностью, интересными находками.