Татьяна Сергеевна
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
Введение
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Поэтому для решения этой проблемы мы считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность темы:
Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.
Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.
В чем же причина? Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам помогает мнемотехника.
В соответствие данной проблемы определила тему работы: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
Для решения данной проблемы поставила цель:
Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.
2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.
4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы : анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.
Глава 3. Результативность деятельности по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Результаты проведенной работы следующие:
1. Разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольника.
2. Разработано дидактическое обеспечение.
3. Разработана система диагностики эффективности деятельности.
В практическом исследовании принимали участие 25 детей, которые посещают подготовительную группу. В ходе исследования была использована диагностика, в основе которой положена методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников авторов Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой.
В процессе проведения у воспитанников отмечена положительная динамика.
Результаты диагностики определили, как дети умеют составлять описательный, повествовательный рассказы и пересказывать текст.
Умение составлять описательный рассказ проверялось в дидактической игре «Магазин», где каждый ребёнок должен был «купить» себе игрушку, самостоятельно описать внешний вид, характерные особенности, но не называть её. Воспитатель в роли Буратино должен отгадать, о какой игрушке рассказывал ребёнок. Далее в игру вводилась мнемотаблица и рассказ составлялся по следующему плану: какого цвета игрушка, какой формы, из чего сделана, какие детали характерны для неё, как с ней можно играть, необходимо также было высказать своё отношение.
Критерии оценки: последовательно и точно составлять описательный рассказ об игрушке, соблюдать структуру описания.
Результат диагностики в начале учебного года показал что, 65% детей имели низкий уровень. При составлении описательного рассказа дети затруднялись самостоятельно начать рассказ, описание строилось при помощи наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описания не отображали многих существенных свойств и признаков предметов.
35% детей имели средний уровень. Описания детей были достаточно информативны и отличались логичной завершенностью и выделением основных признаков предметов. Случаи нарушения логичной последовательности в описании признаков были единичными. Дети грамматически правильно подбирали слова, характеризующие особенности предметов, но при этом после описания игрушки, сразу говорили ее название, забывая правила игры.
Высокий уровень развития связной речи в начале учебного года не наблюдался.
В середине учебного года была проведена промежуточная диагностика, результаты которой показали динамику развития связной речи у детей, а это говорит о том, что использование нетрадиционных методов и приемов в работе с детьми по развитию связной речи дает положительные результаты. Низкий уровень с 65% снизился до 45%, средний уровень составил 35%, высокий уровень 20%.
В ходе выявления способности детей составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине (Приложение 2, необходимо было рассмотреть сюжетную картинку «Кошка с котятами» и составить повествовательный рассказ по ней.
Вопросы:
Кто изображен на картинке?
Что делают взрослые кошки?
Что делают котята?
План рассказа:
Кто изображен на картине.
Чем заняты взрослые кошки.
Что делают котята.
Свое отношение к картине.
Критерии оценки: формулировать основную мысль картины, устанавливать все существующие связи, последовательно и понятно составлять повествовательный рассказ по картине.
На начало года 70% составил низкий уровень. При рассматривании сюжетной картины нарушалась структура рассказа, дети рассказывали с помощью воспитателя. Речь детей отличалась бедностью, дети перечисляли тех, кто нарисован на картине. Затруднялись в построении простых предложений.
Средний уровень был выявлен только у 30% детей. Дети правильно строили простые предложения но, затруднялись в формулировке основной мысли, все существенные связи устанавливали частично с помощью воспитателя. Структурная часть рассказа была нарушена.
Высокий уровень на начало года не наблюдался.
Промежуточная диагностика показала следующие результаты: при составлении рассказа по картине дети старались следовать структуре, правильно строить простые предложения. В результате низкий уровень снизился с 70% до 55%, средний уровень с 30% улучшился до 35%, а высокий составил 10%.
В качестве выявления умения пересказывать, была взята незнакомая детям немецкая сказка братьев Гримм «Боб, соломинка и уголек».
Критерии оценки: выявить понимание темы, уметь выделять основные структурные части сказки, выявить понимание нарушения целостности структуры текста при отсутствии (начала, середины или конца, пересказывать правильно сказку.
На начало года низкий уровень составил 40%, а средний 60%. Дети во время пересказа передавали только схемы «костяк» сюжета. Сложные предложения отсутствовали. Одни дети пропускали начало текста, другие полностью не раскрывали суть каждой структурной части сказки. Дети не заметили отсутствия структурной части сказки.
Дети со средним уровнем пересказывали сказку самостоятельно при не большой помощи воспитателя. В пересказе присутствовали простые предложения. Дети не заметили отсутствия концовки, но после дополнительных вопросов завершали сказку самостоятельно.
В середине учебного года промежуточная диагностика показала, что низкий уровень снизился с 40% до 15%, средний с 60% увеличился до 65%, а высокий уровень составил 20%.
Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало года и промежуточный можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Для родителей подготовила два выступления:
1. «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»;
2. «Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов на занятиях по развитию речи» с показом фрагмента занятия по теме «Дикие животные».
Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно
необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволит значительно повысить уровень речевого развития детей. (Приложение 3)
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты.
Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Поэтому считаю, что актуальность данного проекта заключается в том, что в развивающую работу по развитию речи детей были вовлечены родители воспитанников. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный проект позволил значительно повысить уровень речевого развития Содержание проекта включает в себя работу воспитателей, а также работу учителей-логопедов. В период реализации проекта уделяли особенное внимание вопросам развития речи детей. Составленное планирование позволяет охватить самые важные направления развития речи дошкольников. Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т. д. - это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Родителей приглашаем в детский сад для проведения мероприятий, а также предоставляем информацию (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего использования в домашних условиях.
Предоставляю родителям теоретический и практический материал по развитию речи, стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении.
Заключение
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники., дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:
• Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
• Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
• Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
• Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
• появился интерес к заучиванию стихов; В среднем каждый ребенок наизусть знает около 25 стихов;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.