Татьяна Скопцова
Использование приемов ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать
ТРИЗ расшифровывается как теория изобразительных задач. Она была придумана инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и пришла в педагогику из техники, где ТРИЗ – это область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобразительных задач.
Задачи и задания в педагогической ТРИЗ не имеют однозначных решений, поэтому засчитываются любые ответы, на первый взгляд самые нереальные, особенно, если их можно доказать или аргументировать с достаточной степенью достоверности. Негативная оценка взрослым детских ответов будет мешать полету фантазии и придумыванию нестандартных вариантов, ведь для творчества важна психологическая безопасность.
Публикация «Использование приемов ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Приемы нахождения новых идей;
Приемы фантазирования;
Алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинение загадок, игр, сказок и т. д.
Решение изобретательских задач под девизом : «Не навреди!»
Преимущества ТРИЗ :
Не требует больших затрат времени,
Можно использовать в традиционной системе обучения,
Развивает фантазию, воображение у детей,
Вселяет уверенность в своих силах.
Принципы построения занятий на основе ТРИЗ в детском саду :
При минимуме сообщения информации- максимум рассуждений.
Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
Активизация творческого воображения.
Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно – следственные связи и прочее.
Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов.
В рабочей тетради Т. Харько есть разделы:
Части целого
Целое по части
Одинаковые свойства предметов
Противоположные свойства предметов
Противоречивые свойства предметов (например, одновременно и холодное и горячее)
Функции предметов
Прошлое и будущее предмета по функции
Местонахождение предмета
Одни и те же предметы в разных местах
Сочинение рассказов и сказочных историй по алгоритму
В ходе апробации данной тетради было выявлено, что дети постепенно стали раскрывать творческие способности, развивалась логика и причинно-следственная связь, умение аргументировать свое мнение. Развивает речь, логика, уважение к мнению другого собеседника, принятие мнения другого человека.
Были дети, которые находили очень оригинальные решения и могли доказать, например, в задании «Части целого» Миша Р. Доказал, что колесо является частью дома, т. к. существуют домики на колёсах. Или Надя Б. в задании «Целое по части» доказала, что кнопка часть тетради, т. к. она видела тетради, которые закрываются кпоночкой. Эта тетрадь очень интересна в работе в детьми. Советую использовать ее в совместной деятельности с небольшими подгруппами детей.
Использование ТРИЗ- технологии способствует:
развитию у детей дошкольного возраста гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения, творческого воображения, фантазии, познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;
преодолению стереотипности мышления;
развитию коммуникативных умений и навыков.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО "познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности".