Папки-передвижки

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Сливина Юлия Николаевна
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Применение методов мнемотехники в развитии связной речи у детей играет ключевую роль в их общем развитии. Чем более разнообразной и точной является у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, понимать окружающий мир, установить качественные взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, а также активно развивать свои психические способности. За последнее время наблюдается увеличение случаев речевых нарушений у детей, что серьезно затрудняет их общение. В то же время, образная, насыщенная синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников становится все более редким явлением.

У детей могут возникать различные проблемы в речи, такие как ограниченный словарный запас, что мешает составлению полноценных предложений. Они также могут испытывать затруднения в диалогической речи, не умея задавать вопросы или давать четкие ответы. Проблемы могут возникать и в монологической речи, когда дети не могут рассказать историю или описание на заданную тему, либо пересказать текст.

Недостаточное развитие речи может оказывать влияние на другие психические процессы у детей. Например, у них может быть затруднено удержание внимания, память может работать менее эффективно, а способность к запоминанию может страдать. Дети могут испытывать трудности с концентрацией на важных для них событиях или произведениях искусства, не всегда умея замечать связь между объектами или явлениями.

Мнемотехника - это искусство запоминания, переведенное с греческого языка. Это система методов и приемов, которые помогают успешно запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, знания об особенностях природы, окружающем мире, а также эффективно запоминать структуру рассказов и развивать речь.

Применение мнемотехники позволяет достигать следующих целей:

- Развитие связной и диалогической речи.

- Развитие у детей умения понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи с помощью мнемотаблиц и коллажей.

- Обучение детей правильному звукопроизношению и знакомство с буквами.

• Поддержка развития у детей умственной активности, сообразительности и наблюдательности, формирование навыков сравнения и выделения существенных признаков.

• Стимулирование развития психических процессов у детей, таких как мышление, внимание, воображение и память.

• Помощь дошкольникам в решении творческих задач различного характера, включая сказочные, игровые, экологические и этические, с целью развития их творческого мышления.

• Подход к мнемотехнике строится по принципу последовательного перехода от простого к сложному, начиная с простейших мнемоквадратов и постепенно переходя к мнемотаблицам.

• Важное внимание уделяется знакомству детей с художественной литературой с раннего детства, с целью поддержки их способности понимать авторскую мысль и отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений.

Для эффективного обучения детей я использую метод мнемоквадратов. Эти схемы помогают малышам самостоятельно выделять основные характеристики объектов, расширять их словарный запас. Я также учитываю степень усвоения принципа замещения каждым ребенком. Дети легче запоминают информацию, когда цвет соответствует изображаемому объекту: например, лиса изображается рыжей, а ягода - красной. Позднее мы усложняем задание, заменяя образ другим, например, изображая персонажей в графическом виде: лису можно представить как совокупность оранжевых геометрических фигур (кругов, прямоугольников и т. д., а медведя - как большой коричневый круг и так далее.

Для того чтобы помочь детям понять основную последовательность и связность текста, а также запомнить его лучше, я использую метод мнемодорожки. Это специальный дидактический материал, который представляет собой схему, содержащую определенную информацию. Поскольку эта схема изначально незнакома детям, взрослый берет на себя роль обучающего, помогая детям понять содержание, закодированное в мнемодорожке.

Когда дети освоят метод работы с мнемодорожкой, им будет легче усваивать обучающие мнемотаблицы. Эти таблицы применяются для расширения словарного запаса и при обучении навыкам составления рассказов.

При использовании мнемотаблиц можно значительно улучшить запоминание информации в следующих случаях:

- при пересказе художественной литературы;

- при заучивании стихов;

- при отгадывании и загадывании загадок.

Процесс использования мнемотаблиц можно разделить на следующие этапы:

1. Активное изучение таблицы и анализ изображенной информации.

2. Преобразование абстрактных символов в наглядные образы для лучшего запоминания.

3. Пересказ информации, например, сказки или рассказа, с использованием символов для улучшения запоминания.

4. Создание графического изображения мнемотаблицы для закрепления информации.

Этап № 5 - Каждую мнемотаблицу можно легко показать детям и попросить их воспроизвести ее сами.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать с самого раннего возраста детей, так как в их памяти остаются яркие образы: лиса - рыжая, мышка - серая, елочка - зеленая. В старшем дошкольном возрасте дети могут уже сами участвовать в создании мнемотаблиц, выбирая образы или символы и раскрашивая их. Мнемотаблицы могут быть использованы для составления описательных рассказов о различных предметах и явлениях: игрушках, посуде, одежде, фруктах, овощах, птицах, животных, насекомых.

Эти схемы помогают детям самостоятельно выделить основные свойства и признаки предмета, установить последовательность изложения этих признаков и расширить свой словарный запас. Удивительно, что дети могут придумывать собственные схемы и мнемотаблицы, используя уже знакомые им символы для кодирования информации. Мнемотаблицы особенно эффективны при запоминании стихотворений. Применение опорных рисунков для обучения стихотворению увлекает детей и делает процесс обучения похожим на игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание текста происходит в основном непроизвольно. Зрительный образ, сохраняющийся у ребенка после прослушивания стихотворения с сопровождением рисунков, позволяет гораздо быстрее усвоить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1. Прочтение стихотворения с выразительностью.

2. Объявление, что данное стихотворение будет выучено детьми наизусть. Повторное чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.

3. Задание вопросов по содержанию стихотворения для помощи детям в понимании основной мысли.

4. Выяснение непонятных детям слов и объяснение их значения простыми словами.

5. Чтение каждой строчки стихотворения по отдельности, за которым следует повторение детьми при помощи мнемотаблицы.

6. Дети повторяют стихотворение, опираясь на мнемотаблицу, и рассказывают его.

7. Дети запоминают мнемотаблицу наизусть.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Но стоит подчеркнуть, что вся работа по развитию связной речи у детей не ограничивается одними лишь мнемотаблицами. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, но

параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению/

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей»Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей» Ассоциация воспитателей по теме «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи дошкольников»..

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
Опубликовано: 19 января 2025 в 13:01
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Сливина Юлия Николаевна (УИ 1616168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД