лена Богданова
Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи детей дошкольного возраста».
В последние несколько лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что с детьми всё меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким –то образом действуем. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Мнемотехника – это палочка-выручалочка в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации, когда связываются воедино конкретные зрительные и звуковые образы.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
К. Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету».
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Таким образом, при работе с приёмами мнемотехники, улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь.
Слово «мнемотехника» (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины, матери девяти муз.
Существует огромное количество мнемотехник, разработанных, в частности, и известными людьми.
Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти.
Существует много методик на запоминание цифр и чисел, например Метод О. Брайена–для запоминания чисел используются образы известных людей. Метод «вешалок» основан на запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Очень много разработано методик на запоминание имён и лиц, иностранных слов и т. п
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: например - Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника в детском саду – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка во время прослушивания текста, позволяет быстро запомнить текст.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Её можно разделить на три этапа.
1. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
2. Затем занятия усложняются, демонстрируются мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
3. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Чтобы моя работа по данной теме была построена логически правильной, системной я составила планирование на год.
Работать с «мнемотехникой» начала ещё в младшей группе. Самый простой вид мнемотехники-это картинка. Наша группа называется «Росинка». На шкафчике у каждого ребёнка, а так же над полотенцем и на кроватке изображены свои картинки. Ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.
Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – это обычные карточки- мнемоквадраты, простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.
В средней группе продолжила работать с мнемоквадратами, а так же познакомила детей с мнемодорожками и мнемотаблицами. Для детей среднего дошкольного возраста даю цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко - жёлтое, ягодка – красная. Позже - усложняю или заменяю другой заставкой – изображение персонажа в графическом виде. Например: девочка – состоит из красных геометрических фигур (треугольника и круга, мальчик – из синих и т. д. Для детей старшего возраста использую таблицы в одном цвете (чёрно-белые, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. И х используют для :
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматриваем с детьми таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляем перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Выясняю у детей, что означает данная картинка, если дети не могут ответить, то поясняю, что она обозначает.
3 этап: После перекодирования знакомлю детей со стихотворением или осуществляю пересказ сказки или рассказа по данной таблице. Детям 4-5 лет помогают воспроизвести, а с детьми 5-6 лет можно добиться самостоятельного пересказывания. Иногда раздаю детям небольшие мнемотаблицы, даю время на их изучение и после этого, без моей помощи и предварительного обсуждения, они должны придумать рассказ по данной таблице. Иногда это выходит забавно и смешно.
После ознакомления с мнемотаблицей, я её вывешиваю на стену в лёгкой доступности для детей. В свободное время ребята подходят и занимаются по изученным таблицам. Если кто-то не может вспомнить то или иное обозначение, то обязательно помогают друг другу. Очень любят играть в сюжетно-ролевую игру «Школа». Один ребёнок- учитель, другие- ученики, сидят на стульчиках. Учитель показывает и рассказывает по таблице, потом вызывает ученика для пересказывания.
Детей старшего возраста учу рисовать таблицы самостоятельно. Знакомство с составлением мнемотаблицы мы начали с дидактической игры «Лото. Овощи». С этой игрой дети знакомы ещё с младшей группы и очень любят в неё играть. Для этого я раздала детям листы, разлинованные на 6 квадратов и отдельно по шесть квадратов такой же величины, как и на листах. Для образца рисования овощей положила готовую игру- лото. Некоторые дети рисовали по памяти даже те овощи, которых не было в игре. После занятия дети с большим удовольствием играли в своё «Лото» и унесли его домой, чтобы поиграть со своей семьёй. Составляли мнемотаблицу по теме «Кому нужна вода». На мой вопрос «Кому и зачем нужна вода?», дети отвечали с затруднением, предложения были не полными. После моего объяснения на заданный вопрос, я предложила детям нарисовать все ответы в таблицу. После проделанной работы, ребята с большим удовольствием и полными предложениями рассказывали «Кому и зачем нужна вода?» Учу детей рисовать несложные символы, например стрелочки, которые смотрят влево или вправо, вверх или вниз, объясняя при этом, что они могут обозначать ; человечков, состоящие из круга и треугольника; животных, которые тоже состоят из геометрических фигур; знаки вопроса или восклицания и т. п.
Я заметила, что, рисуя в свободное время, дети пытаются самостоятельно создать мнемотаблицу : расчерчивают листочек на квадраты, заполняют их символами или рисуют какой- либо предмет, при этом рассказывают друг другу, что у них получилось.
Вижу положительный результат данной методики.
Анализируя результаты проводимой работы, я сделала вывод, что с помощью мнемотаблиц и схем — моделей, алгоритмов у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, заучивать стихотворения, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Кроме того, овладение
приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения, и способствует развитию основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое
внимание, творческое воображение. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя приём мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.