МААМ-картинки

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка с общим недоразвитием речи

Марина Силко
Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка с общим недоразвитием речи.

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», воспитывать — значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать — давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки и использовать их в жизни. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Публикация «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива, семьи и единства требований, предъявляемых детям.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья «закрыты» друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в логопедическую группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия педагогов будут недостаточны.

Нами, то есть педагогическим коллективом логопедической группы, была поставлена цель: "Разработка содержания и форм взаимодействия педагогов логопедической группы и семьи, направленного на повышение эффективности процесса преодоления общего недоразвития речи, воспитания гармонично развитого ребёнка".

И выдвинут ряд задач:

*Расширить знания родителей по преодолению ОНР у ребёнка, помочь им понять своеобразие его личности и умения правильно оценивать возможности ребёнка.

*Обучить родителей элементарным приёмам психокоррекционной и воспитательной работы.

*Координировать усилия родителей, контролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.

*Разработать методические рекомендации для родителей по данной проблеме.

Мною определен механизм сотрудничества учителя-логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи, который состоит из трех этапов:

- Формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности учителя-логопеда и семьи;

- Последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи;

- Развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно- воспитательную работу с ребёнком.

Определены пути реализации преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов логопедической группы и семей детей с общим недоразвитием речи :

- пути реализации преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов логопедической группы и семей детей с общим недоразвитием речи;

- установление и последовательное поддержание эмоционально-положительных взаимоотношений участников коррекционного процесса в семье и в логопедической группе детского сада;

- обеспечение параллельности осуществления коррекционного обучения ребёнка и консультативно-методической работы в его семье;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями;

- согласование коррекционно-воспитательных воздействий на развитие ребёнка с речевой патологией со стороны педагогов и родителей.

Опыт работы позволил нам определить разнообразные формы работы с родителями по преодолению речевых недостатков :

Индивидуальные: беседа, консультирование, домашние задания,

приобщение к жизни логопедической группы, помощь в изготовлении пособий.

Коллективные:

• родительские собрания с участием учителя-логопеда и педагога-психолога на такие темы, как: «Роль родителей в речевом развитии ребенка», «Характеристика детей с общим недоразвитием речи» и др.

• подгрупповые консультации с родителями,

• семинары-практикумы, например «Играем пальчиками» и др. ,

«Семейная гостиная»,

• дискуссии,

«Телефон доверия»,

«День открытых дверей»,

«Круглые столы»,

• проводятся праздники и развлечения,

• создание коллективных работ по лексическим темам с привлечением семьи,

• организуются выставки детских работ,

• особенное место в этом ряду занимают совместные с детьми и родителями занятия.

Цель занятий "Ребенок-родитель" : Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка.

Профилактика и коррекция недостатков речевого развития у детей, обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе.

Наглядно-информационные:

Оформляются папки-раскладушки, папки-передвижки, и другой наглядный материал, выпускаются буклеты и газеты.

Каждую неделю родители получают рекомендации по закреплению речевых навыков детей по изучаемым лексическим темам.

Кроме того, каждую пятницу родителям отдаются индивидуальные тетради, в которых учитель-логопед записывает задания для детей.

В домашних заданиях используются игры, игровые упражнения, направленные на:

расширение словарного запаса дошкольника;

закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно;

формирование навыков словообразования;

закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Одной из форм работы с родителями является объяснение задания учителя-логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают, понятны термины, употребляемые учителем-логопедом (например, слоговая структура, названия некоторых звуков, принцип выполнения задания (составить схему, отхлопать слово). Все это подробным образом мы объясняем каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения (когда родителям не все еще понятно) : и тетради, и необходимость дома выполнять задания и масса специальных терминов и понятий. Мы напоминаем родителям, чтобы они забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию учителя-логопеда занимались с детьми дома. Убеждаем родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позицией. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же, объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Мы так же делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе — я, ребенок и его родители — легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.

Мы с вами обязаны создавать только положительную эмоциональную среду.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

Силко Марина Ивановна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №50 муниципального образования Усть-Лабинский район

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 14:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Силко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД