Елена Малыгина
Использование пособия «Коврик-конструктор» в реабилитационной работе по развитию мелкой моторики детей с заболеваниями ЦНС
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пособия «Коврик-конструктор»
в реабилитационной работе по развитию мелкой моторики детей с заболеваниями ЦНС
Все педагоги и неравнодушные мамы и папы знают, что развитие ребенка во многом зависит от моторики – умения выполнять точные движения. Многим знакомо выражение В. А. Сухомлинского «Ум растущего ребенка находится на кончиках его пальцев», и различная их стимуляция является очень мощным фактором развития головного мозга. У ребенка все должно пройти через руки и недобор сенсорных игр негативно скажется на его общем развитии. Многочисленными исследованиями доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой быстрее начинают говорить, а ребятам постарше легче дается обучение письму.
Публикация «Использование пособия „Коврик-конструктор“ в реабилитационной работе по развитию мелкой моторики детей с заболеваниями ЦНС» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развивающий коврик своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для детей, посещающих наше учреждение и имеющих патологии в развитии центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, переоценить необходимость развития мелкой моторики вообще невозможно. Оно положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность, внимательность, активность ребенка, стимулирует его интеллектуальную и творческую деятельность, помогает снять напряжение и умственную усталость, а, следовательно, позволяет значительно улучшить качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому мы решили доступными нам средствами разнообразить занятия для развития ловкости пальчиков наших воспитанников.
В качестве развивающего пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья был изготовлен многофункциональный «Коврик-конструктор». Это уже известное в педагогической практике, несложное, но насыщенное по развивающей сути приспособление является мощным подспорьем для коррекции дефектов восприятия пространства, в стимуляции сенсорного развития воспитанников реабилитационного центра.
Основа коврика
Основа коврика сделана из натуральных материалов неярких оттенков и условно разделена на пять сюжетных зон: «лес», «луг», «небо», «поле», «пруд».
Съемные детали
Все остальные детали коврика съёмные и прикрепляются к основе различными видами застежек: кнопки большие и маленькие, пуговицы, петли двух видов, шнуры и ленточки, застежки «молния» и Velcro (в просторечии «липучка», бусины, колечки, пряжки и пр. Все застежки и мелкие детали пособия надежно закреплены и имеют безопасную поверхность (без острых краев, зазубрин, сколов, трещин и пр.).
Съемные детали пособия изготовлены в различных техниках (вышивка, аппликация, мережка, плетение, вязание на спицах и крючком и др.) и обладают различной фактурой (гладкие, шершавые, ворсистые, плоские, объемные и т. д., что очень полезно для стимуляции чувствительности детских пальчиков.
Ценным в применении является и то, что все съёмные детали коврика взаимозаменяемы. Так, например, на месте яблони может «вырасти» дуб или рябина, а вместо кустиков земляники под деревом могут появиться желуди или грибы – надо только отстегнуть одни детали и заменить их другими в зависимости от разыгрываемого сюжета.
Анимированные детали
Некоторые детали коврика "анимированные". Так, например, в двух цветках-колокольчиках на пропущенных через сердцевину шнурах прикреплены пуговицы в виде бабочки и божьей коровки. Другой конец шнура завершен бусиной. Таким образом, при потягивании за разные концы шнура насекомые могут «вылетать»/«выползать» из цветка и «возвращаться» в него обратно.
По небу «летает» воздушный змей при помощи двух ленточек, пришитых к его носовой и хвостовой части и обвитых вокруг двух направляющих колечек, закрепленных по краям «неба». При потягивании за разные концы ленточек, змей плавно пролетает мимо радуги, облаков, солнца и т. д.
Изменение погодных условий
«Солнце» и «облака», в свою очередь, могут крепиться на пуговицы разной формы и цвета в различных участках «неба» (в зависимости от желания играющего). Поэтому солнце может как ярко сиять, так и оказаться закрыто облаками или даже тучами с падающими каплями дождя.
Сюжетные зоны
Разделение игрового поля на тематические зоны дает широкие возможности для сюжетного разнообразия в играх, сочинении и разыгрывании историй, демонстрации сказок. А съемные детали позволяют бесконечно дополнять и видоизменять пособие в соответствии с фантазией и желанием «заселять» пространство коврика новыми предметами и персонажами.
В таком вариативном творческом пространстве каждый ребенок может выбирать себе занятие, соответствующее его интересам и насущной потребности в собственном развитии.
Таким образом, все составляющие представленного развивающего пособия способствуют активному проявлению творческого мышления, фантазии, развития речи детей с особыми потребностями, а также служат основной поставленной цели – тренировке мелкой моторики детей с патологиями развития ЦНС.
Малыгина Елена Павловна,
педагог дополнительного образования Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти