Людмила Коверина
Использование пластилинографии как средства развития творческих способностей детей
▼ Скачать +Заказ
В нашей группе мы работаем по нетрадиционным техникам рисования, так как из всего многообразия видов изобразительного искусства, дети обычно отдают предпочтение рисованию.
Интересно, что рисовать можно не только при помощи красок и карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография. Такой вид деятельности способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Публикация «Использование пластилинографии как средства развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Тема достаточна актуальна, поскольку эта пластилинография является сравнительно новой техникой. Она не требует от ребенка особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
В своей работе мы определили цели и задачи:
-формирование навыков работы с пластилином, пробуждения интереса к лепке
-освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание)и создание с их помощью сюжетных картин;
-обучение умению ориентироваться на листе бумаге
-развитие мелкой моторики
-ознакомление с окружающим миром
-развитие эмоций и фантазии
Эта тема хороша тем, что при успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит более выразительной и живой.
Так же рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки, пайетки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материал.
Материалы, необходимые для создания пластилиновой картины :
-картон с контурным рисунком
-набор пластилина
-салфетки
-стеки
-бросовый и природный материал
Заинтересованность детей данным видом искусства в ходе подобных занятий послужила основанием для продолжения их обучения и составления календарно-тематического плана на год. В соответствии с планом ежемесячно проводилось 4 занятия. Темы подбирались с учетом сезона и календарных праздников. Вот например тема «Золотая осень».
Формирование у дошкольников обобщенного представления о зимних праздниках, развитие творческого воображения, воспитание интереса к родной природе было целью занятий «Елочка нарядная», «Снежинки», «Зимние забавы».
Формирование обобщенного представления о домашних животных - кошке и собаке : живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет-это цели занятий «Кисонька гуляет», «Пес-барбос».
Тема «Подводное царство»- на этих занятиях мы учились преобразовывать шарообразную форму в овальную, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта.
Занятия по пластилинографии тесно переплетаются с занятиями по окружающему миру. Художественной лит-рой и развитием речи. Вот например коллективная иллюстраиции «Петушок- золотой гребешок», «Заюшкина избушка».
В ходе занятий были выявлены некоторые особенности работы с пластилином. Поэтому я хотела бы озвучит некоторые рекомендации. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать нужно в порядке повышения уровня сложности. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно использовать разнообразные способы нанесения пластилиновых мазков. Для того чтобы придать поверхности блеск пальцы слегка смачивают водой, для придания шероховатости используем различные способы нанесения (используя стеку или вспомогательные инструменты).Для изображения тонких пластилиновых нитей используем пластмассовый шприц без иглы.
Не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Хвалите и поощряйте детей даже за небольшие успехи. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Используйте игровые мотивации.
Результаты: Участие в различных районных творческих конкурсах : призовые места в таких конкурсах как «Любимой маме», «Пернатая радуга», «Новогодняя фантазия», «Братья наши меньшие","Люблю я Заполярный край".
"Времена года в Заполярье" - 1-е место в районном конкурсе детского творчества "Люблю я Заполярный край"
Также организуем творческие выставки в саду : «Зимняя сказка», «Цветы для мамы».В группе нами оформлен уголок «Пластилиновое чудо».
В перспективе мы хотим совместно с родителями организовать творческую выставку «Яркие краски лета» (пластилин очень яркий, красочный материал). Планируем дальнейшее участие в различных районных конкурсах. В группе с детками мы создаем альбом «Север необыкновенный», созданный в нетрадиционных техниках рисования.
Стараемся развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе родного края, желание передать ее красоту в своем творчестве.
Спасибо за внимание!