Елена Кулинич
Использование песочницы в коррекции когнитивной и эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игровой деятельности ребёнок осваивает определё нных опыт человеческих компетенций: интеллектуальных, социальных и многих других.
Обучающихся с задержкой психического развития отличает от сверстников с нормой в развитии : низкий уровень познавательной активности, трудности в сосредоточении внимания на заданиях, понимании вербальной инструкции и обращённой речи, застревания на стадии, характерной для детей более младшего возраста (предметной деятельности). Перечисленные особенности данного контингента обучающихся подвёл педагогов, психологов к поиску альтернативных методов в усвоении образовательного материала. Игры в песке – одна из естественных форм деятельности дошкольников во взаимодействии с естественной средой. Работа в песочнице является психотерапевтическим средством в коррекции эмоциональной и познавательной сферы.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Песочная терапия –один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, открывает новые пути развития. Даёт возможность прикоснуться к подлинному Я, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Темой для занятия может быть практически любая тема в соответствии с тематическими неделями ДОУ. Единственное условие — это широкая подборка фигурок для игры и воссоздании той среды, которая должна быть. Занятия в песочнице позволяют гибко построить занятие в соответствии с возможностями и интересами обучающихся с ОВЗ.
Работа в песочнице организует поведение детей (нивелирует негативные личностные качества, учит взаимодействию со сверстниками: умению уступать, договариваться, обогащает опыт игровой деятельности, раскрывает воображение и творческие способности, обогащает представление, сенсорный опыт об окружающем мире.
Опыт работы с обучающимися с ОВЗ показал высокую эффективность в обучении дошкольников : повысился уровень усвоения знаний, увеличились объём, концентрация, распределение внимания, снизилось количество негативных личностных проявлений, эмоциональный фон стал более ровным и спокойным, взаимодействие со сверстниками стало носить адекватный характер, снизилось количество конфликтных ситуаций.
Примерные игры в песочнице
Тема: «Фермерское хозяйство»
Возраст воспитанников: 4-6 лет.
Количество участников: до 4-5человек.
Задачи:
1. Формировать умение переносить жизненный опыт в условный план игры, решать пробно-практические ситуации;
2. Закреплять представления о таких профессиях: строитель, фермер, садовод;
3. Развивать сенсорное восприятие через тактильные ощущения;
4. Расширять представления об окружающем мире;
5. Развивать мелкую моторику рук;
6. Развивать ВПФ : память, внимание, речь, логическое мышление, творческое воображение;
7. Формировать личностные качества: умение взаимодействовать с товарищами: договариваться, уступать, отзывчивость, помощь старшим;
8. Диагностика детско-родительских взаимоотношений, коррекция негативных личностных проявлений.
Оборудование: песочница или коробка 50*70, песок различной фракции : фигурки фермерской семьи, строителей, дом, кубики для строительства жилищ животных, деревья с плодами из различных материалов, цветы, овощи из солёного теста, лёгкого пластилина, пшено, фигурки игровой площадки, схема строительства, строительные машины, фигурка ветеринара, фигурки домашних животных и их детенышей, мешочек, схема строительства, картинки схемы.
Предварительная работа: лепка овощей из пластилина или солёного теста.
Описание: Дети знакомятся с фермером и его семьей. Развитие сюжета осуществляется на протяжении недели, где перед детьми каждый раз ставиться проблемная ситуация, которую должны решить дети в виде заданий. Детям даются как обучающие задания, так и даётся возможность самостоятельно проиграть ситуации.
1 этап. Перед детьми ставиться проблемная ситуация. Фермер Михаил купил участок земли на которой решил организовать фермерское хозяйство. Перед детьми раскладывается оборудование: песок, схема участка, строители, строительные машины.
Дети должны между собой обсудить и договориться, как и что будут строить.
Игра «Построй по схеме»
Цель: закрепить навыки пространственной ориентировки по схеме, учить договаривать, коллективному строительству.
Описание игры: перед детьми раскладывается схема пространства песочницы и обсуждается что в каком месте на листе расположены здания (дом в верхнем правом углу, хлеб в центре) на которой отражены схематически какая должна быть почва, расположение дома, домов для животных, сада, огорода. Дети в соответствии со схемой договариваются кто что строит, располагают.
2 этап. Садим огород и сад
Игра «Сад-огород»
Цель: закреплять навыки дифференциации овощи, фрукты, закрепить представление агроном, развивать тактильное восприятие, мелкую моторику.
Сначала актуализируются знания о порядке организации огорода и процессе выращивания урожая. Далее дети копают землю, садят семена, поливают, рассаживают овощи, на плодовых деревьях фрукты. Далее детям говориться о том, что к осени поспел урожай его нужно собрать.
Игра: «Рассади урожай»
Цель: формировать навыки работы по многоступенчатой инструкции, развивать произвольность слуховой памяти.
Описание игры: педагог предлагает рассадить овощи в соответствии со словесной инструкцией Н: Саша рассади тыкву в первом ряду слева. Маша рассади помидоры во втором правом ряду. Остальная часть детей располагают на плодовых деревьях груши, сливы….
Игра «Собери урожай»
Цель: закрепить дифференциацию понятий овощи, фрукты.
Описание: Нужно собрать овощи в одну корзину, фрукты в другую. Дети должны в корзинки собрать соответствующие овощи и фрукты.
Игра «Накорми детей»
Цель: развивать произвольность памяти, закрепление названия овощей.
Описание: Перед детьми выкладываются овощи и куколки детей. Нужно каждого накормить. И запомнить кто что ел. Затем убираются овощи фрукты, детям нужно вспомнить кто что скушал.
Самостоятельное проигрывание игры детьми.
Животновод Михаил решил купить домашних животных.
3 этап: Покупка домашних животных
Игра «Кого купил фермер»
Цель: развивать зрительное восприятие, тактильное.
Описание: детям показывается картинка с силуэтными изображениями домашних животных, дети должны назвать кого увидели.
Игра «Рассели животных по домам»
Цель: дифференцировать понятия животное, птица.
Описание: дома для животных готовы. Их нужно расселить в соответствии со схемой наверху домика. Называем обобщающими понятиями домашние птицы, домашние животные.
Игра: «Найди маму и детёныша»
Цель: закреплять названия детёнышей, пространственную ориентировку, использовать в речи предлоги : в, на, за, под, развивать концентрацию внимания.
Описание: малыш Петенька открыл у животных, и малыши разбежались по всему фермерскому хозяйству. Найдите всех малышей и верните их мамам.
- Где спрятался цыплёнок? (Цыплёнок спрятался под кустом)
Игра «4 лишний»
Цель: закрепить понятия дифференциации животных по существенным признакам.
Игра: «Осмотр ветеринаром»
Цель: закреплять представление о профессии ветеринара.
Проигрывают сюжет заботы о животных.
4 этап. «Дети играют»
Игра «Поссорили»
Цель: нивелировать негативные личностные проявления, выявить особенности детско-родительских взаимоотношений.
Детям предлагается взять на себя роли детей на игровой площадке и родителей. Немного поиграть. Возможна конфликтная ситуация. Далее создается конфликтная ситуация между детьми.
Детям рассказывается история, что дети играли на игровой площадке и не поделили горку, качели, стали обзывать друг друга и драться. Как поступить, кто прав? Как поступили родители? Какой совет дадите?