Александра Люлина
Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
"Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев"
(В. А. Сухомлинский)
учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. В старину наши предки пели детям песенки-потешки, играли в "Ладушки", "Идет коза рогатая", "Сорока", "Этот пальчик дедушка" и т. д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования твердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Нужно помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами и обращать внимание на то, чтобы ребенок овладел простыми, но жизненно важными умениями - правильно держать чашку, ложку, карандаш.
Развивать руку ребенка следует начинать с рождения малыша. Сжатые кулачки ребенка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью. Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой - по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой - по подушечкам пальцев. С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев). С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы одни пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев. Надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону. С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукой ногу, для привлечения внимания к ноге можно подвесить яркий помпончик. С 5 месяцев надо побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку.
Игрушки должны быть различной формы, с различной поверхностью (губка, прищепки для белья, колечки, ткани). С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Уже с 10-ти месячного возраста проводятся активные упражнения для пальцев рук. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные шарики разного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В 1, 5 года малышам даются уже более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень важно, чтобы такие игры привлекали ребенка. Малышу объясняют выполнение того или иного задания, родители на себе все демонстрируют.
Через пальцы ребенок познает окружающую действительность: он исследует ими предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, мышление, связная речь.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1,5-3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.
2. Условно-статическое упражнение для пальцев (возраст 3-4 года) служит отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат "противопоставлять" большой палец остальным.
Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений :
- После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
- Пальцы следует нагружать равномерно.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения - это изображение при помощи пальчиков различных фигурок :
"Флажок" - четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
"Очки" - соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, и поднести к глазам.
"Бинокль" - большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в бинокль.
"Зайчик" - указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушами.
"Коза" - указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.