Елена Самофалова
Эффективные способы использования электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности у малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование человеком в повседневной жизни огромного количества электронных устройств - это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Поэтому наша задача адаптировать маленького человека к жизни в информационном обществе.
К числу современных образовательных технологий относятся информационно-коммуникационные.
Публикация «Эффективные способы использования электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности у малышей» размещена в разделах
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа.
Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден.
Компьютер - мощное средство интеллектуального развития детей.
В нашем дошкольном учреждении информационно-коммуникационные технологии используются в работе с педагогами, родителями и детьми. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ, которые обогатят и разнообразят образовательный процесс, сделают его познавательным, интересным и занимательным для детей.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер - сам по себе уже объект постоянного повышенного интереса младшего дошкольника, т. к. является для ребенка чаще всего «запретным плодом» именно сегодня, сейчас и мы, педагоги, обязаны воспользоваться этим для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста сегодня и сейчас.
Развивая у дошкольников устойчивый познавательный интерес, педагог ставит перед собой задачу: сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к познавательной деятельности и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания.
Мы как педагоги практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа при работе с телевизором детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана.
Занятия с использованием компьютера для детей следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
По сравнению с традиционными формами организации образовательной деятельности дошкольников использование компьютера обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам.
• движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
• компьютер позволяет моделировать различные жизненные ситуации (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного методаобразовательной деятельности к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Существуют ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий. Имеют место и трудности в организации и проведении образовательных мероприятий с использованием интерактивной доски с детьми младшего дошкольного возраста. Одна из них: дети не имеют возможности работать у доски вдвоем или втроем, наша доска распознает одновременно только одно касание, следовательно, имеет смысл организовывать индивидуальные формы занятий или занятия малыми группами детей.
Количество способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только нашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, использование видео - и аудиозаписей.
Самый простой способ использования интерактивной доски воспитателем — демонстрация готовых презентаций.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод образования. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Свою работу с детьми с использованием интерактивной доски, ноутбука я начала с конца 2014 года, с момента открытия нового здания. Мы вместе с детьми начали осваивать эти устройства.
Сначала я скачивала готовые презентации и демонстрировала их детям. Потом я научилась их редактировать, а когда освоила программу Microsoft PowerPoint стала сама делать презентации для НОД детей младшего дошкольного возраста.
Параллельно осваивала программу SMART Notebook. имеющую, на мой взгляд, больше возможностей, применительно к дошкольному образованию.