Татьяна Гицевич
Использование нетрадиционных приёмов и логопедических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных приёмов и логопедических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста особенно актуально на сегодняшний день, т. к. с каждым годом, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Ориентируясь на здоровьесберегающие технологии успешно используем следующие формы работы : утренняя, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики, логопедические упражнения, гимнастика для глаз, физкультпаузы и минутки.
Публикация «Использование нетрадиционных приёмов и логопедических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.
Для активизации речевой и познавательной активности используются на занятиях игрушки, которые, как герои, создают мотивацию к действиям, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть львенок, лошадка, осьминожка, Незнайка и т. д. Даже неодушевленные предметы оживают на занятиях –Мухоморчик, Ёлочка-иголочка. Почти всегда эти игрушки погружают детей в игровую ситуацию, где дети учат их тому, чему учатся сами.
Для работы с детьми с ОНР используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка, разыгрывается целый сюжет с несколькими игрушками. Ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, можно повторить вновь появившееся слово, многократно используя его в игровой ситуации.
Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования, квеста.
Для решения узкой коррекционной задачи, подбираются игры, в которых большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введению его в речь, работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.
С помощью дидактических игр, например таких, как «Сложи словечко», «Кто быстрее, кто больше?», «Подскажи словечко», «Скажи ласково» проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.
Самые любимые игры детей - на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.
В работе используется информационно компьютерные технологии. В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются игры с сайта "Мерсибо", которые специально разработаны для детей с ОНР.
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Воспитатели периодически присутствуют на фронтальных логопедических занятиях с целью ознакомления коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь логопед посещает занятия воспитателей по развитию речи и воспитатели делятся своими наблюдениями за речью ребёнка в группе.
Одним из обязательных условий успешности коррекционного процесса в работе это сотрудничество логопеда и семьи. В первую очередь причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей.
Проводятся мастер-классы для родителей по выполнению артикуляционной, пальчиковой гимнастики, по выполнению домашних заданий.
Также с родителями ведется постоянная консультативная работа на темы, которые требуют разъяснения для родителей, например, «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка», «Игры на кухне». «Игры по дороге домой». Советы и рекомендации логопеда размещаются в информационном уголке.
В результате использования игровых, нетрадиционных приёмов и логопедических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ дидактический и учебный материал становится интереснее и доступнее для усвоения.