Окишева Анна
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ. Изотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
Интересующее нас направление изотерапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Практическое значение применения техник изотерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, гармонизация личности, личностный рост. Развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций. Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.
Публикация «Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ, Изотерапия» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Изотерапия по форме организации может быть как индивидуальной, так и групповой. Изотерапия рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:
Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение;
Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов;
Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам может помогать в интерпретации своих произведений;
Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять;
Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного приятия;
Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм;
Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Проблема детей с ОВЗ – это проблема неравных возможностей. Кроме различных интеллектуальных нарушений, у них возможен целый спектр нарушений в формировании личности: повышенная зависимость от окружающих, агрессивность, конфликтность, высокая тревожность, неадекватная самооценка. Отмечаются и нарушения в эмоционально-волевой сфере в виде слабой эмоциональной устойчивости, нарушений самоконтроля во всех видах деятельности, частая смена настроения. Практика их общения со сверстниками и взрослыми чрезвычайно бедна.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, которая используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ.
• Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний.
• Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.
Для того чтобы занятия с детьми с ОВЗ были успешными и интересными, необходимо соблюдать несколько условий при подборе техник и приемов.
Во-первых, изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Занятия рисованием не должны ограничиваться только бумагой, кисточками и красками. Новые изобразительные способы мотивируют ребенка, удерживают внимание, снижается контроль сознания. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения.
Во-вторых, техники и приемы должны подбираться по принципу простоты. Ребенок не должен испытывать трудности при создании изображения, ему должно быть приятно и интересно.
В третьих, выбор изобразительных техник и материала индивидуален. Не все техники приемлемы для обучающихся с ОВЗ. Например, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не могут выполнять задания в абстрактной манере, так как имеют конкретное мышление. Им обязательно нужно показать способы действия с материалом.
Изотерапия является мощным и эффективным средством в образовательной среде. Она позволяет детям с ОВЗ самовыразиться, улучшает их эмоциональный настрой, снижает эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Использование изобразительной деятельности как средства коррекции недостатков эмоционально-личностной сферы дает положительный результат и динамику в развитии обучающихся с ОВЗ.