Приложение МААМ

Опыт работы по использованию нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях

Наталья Корсакова
Опыт работы по использованию нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по использованию нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 28

муниципального образования Усть-Лабинский район

Использование нетрадиционных методов коррекционной

работы на логопедических занятиях.

Разработала : учитель- логопед

Корсакова Н. П.

Ст. Воронежская 2024г.

Темочки:

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал. Применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, имаготерапия и т. д.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Сказкотерапия - психокоррекция средствами сказки - основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая её психотерапевтический эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, снятие стресса).

Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Это и натолкнуло меня на мысль создать цикл логопедических сказок, которые оказывают существенную помощь в работе с моими подопечными – детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии.

Главная цель, которую я поставила перед собой, - подготовить проблемных детей к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие внимания, памяти, воображения, коммуникативных навыков и т. п.

Сказки можно использовать достаточно широко : логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.

При составлении сказок я руководствовалась следующими соображениями:

• каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков;

• чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром (куклы можно вырезать из плотной бумаги, сшить, вылепить из пластилина, причем лучше, если дети изготовят их сами).

При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами должны быть также предварительно отработаны, чтобы во время показа не фиксировать на этом внимания. Работая с куклой, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо позаботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы её движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.

В работе можно выделить два уровня сложности:

1) Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения. Никаких слов он не заучивает. Каждый ребенок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что – либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию.

2) Ребенок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.

Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность).

Здесь помогут дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Кому весело, кому грустно» и т. д. Пока одни дети выполняют задание, логопед вместе с остальными детьми может внимательно следить за игрой каждого маленького актера, отмечая при этом индивидуальное своеобразие передачи образа, исполнения роли.

Такого рода фрагменты необходимо включать в самостоятельную театрально – игровую деятельность детей. Как и любые другие, актерские, исполнительские умения и навыки, чтобы стать достоянием ребенка, должны применяться им постоянно, самостоятельно, по собственной инициативе.

• Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребенок не испытывал затруднений в понимании их содержания и пересказе;

• Читая сказку, предложите детям определенным образом (хлопок, поднятие карточки) обозначить названный звук, это способствует развитию дифференциации звуков на слух, а также умения проводить звуковой анализ и синтез слов.

Звездный Зайчик

Жил-был Зайчик. Его звали Звездным, потому что по ночам он любил смотреть на звездное небо. Звездный мир для него был загадкой. Звезды завораживали его, и тогда, затаив дыхание, он смотрел на них до самого рассвета.

- Завтра я снова встречусь с ними, с грустью произнес Зайчик, провожая взглядом исчезающие на небе звезды.

На следующую ночь прямо перед Зайчиком упала маленькая светящаяся звездочка.

- Хочешь, я покажу тебе царство Звездной королевы? – спросила

она.

- Неужели это возможно? – удивился Зайчик.

- Повторяй за мной заклинание: зак, зик, зук.

- Зак, зик, зук,- вновь повторил заклинание Зайчик.

Дверь заблестела, словно ожила, и начала быстро вращаться, раскрываясь подобно лепесткам лотоса. Заиграла музыка, зазвенели на разные голоса звоночки: приглашение Зайчику войти в замок. Пол в замке, стены и потолок были зеркальными, а на фоне зеркал поблескивали, кружась в ритме медленного вальса, маленькие звездочки.

Звездная королева сидела в кресле, спинка которого уходила высоко вверх и заканчивалась яркой звездой. Прозрачный занавес спускался с потолка и доходил до самого пола. Звездная королева светилась, подобно солнцу, но свечение это было серебристым.

- Я хочу служить тебе, о Звездная королева! – вместо приветствия произнес Звездный Зайчик.

- Ты никогда не сможешь вернуться на землю, если я заберу тебя к себе,- предупредила его Звездная королева.

- Я согласен,- не задумываясь сказал Зайчик.

Тогда Звездная королева дотронулась до Зайчика прозрачной указкой и превратила его в созвездие, незаметные звездочки которого до сих пор посыпают на землю загадочный свет.

( Количество звуков: з-94, з’-4,с-49,с’-17.)

Задания и вопросы к сказке «Звездный Зайчик»

1. Произнеси слова из сказки, в которых есть звуки «з,з’, с, с’».

2. Слушай музыку и рисуй Звездный замок, вслух рассказывая о том, чт ты рисуешь.

3. Нарисуй Звездную королеву и расскажи о том, какая она.

4. Повтори несколько раз заклинание, с помощью которого Звездный Зайчик попал в Звездный замок.

5. Представь, что ты - Звездный Зайчик, и ответь на вопросы: что с тобой произошло? Согласился бы ты остаться в царстве Звездной королевы? Придумай свой конец сказки.

6. Почему Зайчика звали Звездным?

7. Как Зайчик попал в царство Звездной королевы?

8. Как выглядело царство Звездной королевы?

9. О чем попросил Зайчик Звездную королеву?

10. Как Зайчик стал созвездием?

Дополнительные вопросы и задания к сказке «Звездный Зайчик»

1. Почему Звездный Зайчик так легко расстался с Землей?

2. Что чувствовал Звездный Зайчик в царстве Звездной королевы? Была ли Звездная королева рада Зайчику?

3. Было ли у Звездного Зайчика желание вернуться на Землю?

4. Согласился бы Звездный Зайчик вернуться на Землю, если бы никогда не смог служить Звездной королеве?

5. Открой текст сказки, возьми карандаш и обведи кружком все найденные тобой буквы «з».

6. Назови слова сказки, которые начинаются звуком «з».

7. Какие еще слова, начинающиеся на «з», ты знаешь?

8. Возьми лист бумаги и нарисуй контуры любых предметов, в названии которых есть «з». «заполни» получившиеся силуэты буквами «з».

Цветик - Разноцветик

На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета.

- Мои лепесточки белого цвета, а серединка – желтого, - хвасталась Ромашка.

- А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна,- высокомерно вступила в разговор Роза.

Василек радовался цвету своих цветов. И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору.

«Какой же я безобразный»,- грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он жалобно плакал: так ему было обидно за себя.

- Я хочу быть разноцветным,- простонал цветочек, вытирая слезы.

И вмиг перед ним возникла волшебница из Царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось : он стал разноцветным.

Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они нигде и никогда не видели.

Цветик - Разноцветик- так назвали цветы необычный цветочек.

Цветы гордились своим соседством с ним.

( Количество звуков:-24, -14, з-15, ц-25.)

Задания и вопросы к сказке

«Цветик – Разноцветик»

1. Произнеси слова из сказки, в которых есть звуки «с,, з,ц» (голосом выделяя нужный звук).

2. Слушая еще раз сказку, хлопай в ладоши всякий раз, когда услышишь звук «ц».

3. Повтори слова синего цветочка как можно более грустно.

4. Нарисуй синий цветочек и Цветик – Разноцветик. Расскажи, что между ними общего и разного.

5. Представь, что ты - синий цветочек, и произнеси фразу: «Я люблю солнышко. Когда оно светит, мне тепло и уютно». Представь, что ты – Цветик – Разноцветик, и произнеси эту же фразу.

6. Как выглядел синий цветочек?

7. Хвасталась ромашка?

8. Что говорила о себе Роза?

9. Чему радовался Василек?

10. О чем грустил синий цветочек?

11. Кто помог синему цветочку стать разноцветным?

12. Как назвали цветы новый цветок?

Дополнительные задания

к сказке «Цветик – Разноцветик»

1. Возьми желтый карандаш и закрась все встретившиеся тебе в тексте буквы «с».

2. Произнеси слова сказки со звуком «с» в начале слова, в середине, в конце.

3. Нарисуй контуры предметов, в названии которых звук «с» стоит в начале слова. Контур предметов заштрихуй вертикальными полосками зеленого цвета (сверху вниз).

4. Возьми цветные проволочки и «сделай» из них буквы «с», «о», «м». Выложи слово «сом». Произнеси слово «сом», выделяя голосом первый звук, второй, третий.

5. Выложи слово «сом» наоборот. Получилось слово? Какие буквы следует добавить к этим, чтобы получилось слово «Москва»? «Сделай» эти буквы из проволоки и выложи все слово на столе.

6. Нарисуй квадрат, треугольник и прямоугольник. Квадрат заполни буквами «с» синего цвета; треугольник- буквами «з» зеленого цвета, а прямоугольник – «ц» разных цветов.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно уделяя им по 8 – 10 минут ежедневно.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре»Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре» [h3]Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре» Куртыгина Светлана Викторовна,.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятияхОпыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях. Автор учитель-логопед: Архипова М. С. г. Рязань 2023г. В логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по использованию нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях
Опубликовано: 11 сентября 2024 в 20:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по использованию нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Корсакова (УИ 209730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД