Наталья Корсакова
Опыт работы по использованию нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по использованию нетрадиционных методов коррекционной работы на логопедических занятиях
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 28
муниципального образования Усть-Лабинский район
Использование нетрадиционных методов коррекционной
работы на логопедических занятиях.
Разработала : учитель- логопед
Корсакова Н. П.
Ст. Воронежская 2024г.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Опыт работы, практика
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал. Применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, имаготерапия и т. д.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Сказкотерапия - психокоррекция средствами сказки - основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая её психотерапевтический эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, снятие стресса).
Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Это и натолкнуло меня на мысль создать цикл логопедических сказок, которые оказывают существенную помощь в работе с моими подопечными – детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии.
Главная цель, которую я поставила перед собой, - подготовить проблемных детей к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие внимания, памяти, воображения, коммуникативных навыков и т. п.
Сказки можно использовать достаточно широко : логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.
При составлении сказок я руководствовалась следующими соображениями:
• каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков;
• чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром (куклы можно вырезать из плотной бумаги, сшить, вылепить из пластилина, причем лучше, если дети изготовят их сами).
При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами должны быть также предварительно отработаны, чтобы во время показа не фиксировать на этом внимания. Работая с куклой, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо позаботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы её движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.
В работе можно выделить два уровня сложности:
1) Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения. Никаких слов он не заучивает. Каждый ребенок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что – либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию.
2) Ребенок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.
Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность).
Здесь помогут дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Кому весело, кому грустно» и т. д. Пока одни дети выполняют задание, логопед вместе с остальными детьми может внимательно следить за игрой каждого маленького актера, отмечая при этом индивидуальное своеобразие передачи образа, исполнения роли.
Такого рода фрагменты необходимо включать в самостоятельную театрально – игровую деятельность детей. Как и любые другие, актерские, исполнительские умения и навыки, чтобы стать достоянием ребенка, должны применяться им постоянно, самостоятельно, по собственной инициативе.
• Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребенок не испытывал затруднений в понимании их содержания и пересказе;
• Читая сказку, предложите детям определенным образом (хлопок, поднятие карточки) обозначить названный звук, это способствует развитию дифференциации звуков на слух, а также умения проводить звуковой анализ и синтез слов.
Звездный Зайчик
Жил-был Зайчик. Его звали Звездным, потому что по ночам он любил смотреть на звездное небо. Звездный мир для него был загадкой. Звезды завораживали его, и тогда, затаив дыхание, он смотрел на них до самого рассвета.
- Завтра я снова встречусь с ними, с грустью произнес Зайчик, провожая взглядом исчезающие на небе звезды.
На следующую ночь прямо перед Зайчиком упала маленькая светящаяся звездочка.
- Хочешь, я покажу тебе царство Звездной королевы? – спросила
она.
- Неужели это возможно? – удивился Зайчик.
- Повторяй за мной заклинание: зак, зик, зук.
- Зак, зик, зук,- вновь повторил заклинание Зайчик.
Дверь заблестела, словно ожила, и начала быстро вращаться, раскрываясь подобно лепесткам лотоса. Заиграла музыка, зазвенели на разные голоса звоночки: приглашение Зайчику войти в замок. Пол в замке, стены и потолок были зеркальными, а на фоне зеркал поблескивали, кружась в ритме медленного вальса, маленькие звездочки.
Звездная королева сидела в кресле, спинка которого уходила высоко вверх и заканчивалась яркой звездой. Прозрачный занавес спускался с потолка и доходил до самого пола. Звездная королева светилась, подобно солнцу, но свечение это было серебристым.
- Я хочу служить тебе, о Звездная королева! – вместо приветствия произнес Звездный Зайчик.
- Ты никогда не сможешь вернуться на землю, если я заберу тебя к себе,- предупредила его Звездная королева.
- Я согласен,- не задумываясь сказал Зайчик.
Тогда Звездная королева дотронулась до Зайчика прозрачной указкой и превратила его в созвездие, незаметные звездочки которого до сих пор посыпают на землю загадочный свет.
( Количество звуков: з-94, з’-4,с-49,с’-17.)
Задания и вопросы к сказке «Звездный Зайчик»
1. Произнеси слова из сказки, в которых есть звуки «з,з’, с, с’».
2. Слушай музыку и рисуй Звездный замок, вслух рассказывая о том, чт ты рисуешь.
3. Нарисуй Звездную королеву и расскажи о том, какая она.
4. Повтори несколько раз заклинание, с помощью которого Звездный Зайчик попал в Звездный замок.
5. Представь, что ты - Звездный Зайчик, и ответь на вопросы: что с тобой произошло? Согласился бы ты остаться в царстве Звездной королевы? Придумай свой конец сказки.
6. Почему Зайчика звали Звездным?
7. Как Зайчик попал в царство Звездной королевы?
8. Как выглядело царство Звездной королевы?
9. О чем попросил Зайчик Звездную королеву?
10. Как Зайчик стал созвездием?
Дополнительные вопросы и задания к сказке «Звездный Зайчик»
1. Почему Звездный Зайчик так легко расстался с Землей?
2. Что чувствовал Звездный Зайчик в царстве Звездной королевы? Была ли Звездная королева рада Зайчику?
3. Было ли у Звездного Зайчика желание вернуться на Землю?
4. Согласился бы Звездный Зайчик вернуться на Землю, если бы никогда не смог служить Звездной королеве?
5. Открой текст сказки, возьми карандаш и обведи кружком все найденные тобой буквы «з».
6. Назови слова сказки, которые начинаются звуком «з».
7. Какие еще слова, начинающиеся на «з», ты знаешь?
8. Возьми лист бумаги и нарисуй контуры любых предметов, в названии которых есть «з». «заполни» получившиеся силуэты буквами «з».
Цветик - Разноцветик
На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета.
- Мои лепесточки белого цвета, а серединка – желтого, - хвасталась Ромашка.
- А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна,- высокомерно вступила в разговор Роза.
Василек радовался цвету своих цветов. И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору.
«Какой же я безобразный»,- грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он жалобно плакал: так ему было обидно за себя.
- Я хочу быть разноцветным,- простонал цветочек, вытирая слезы.
И вмиг перед ним возникла волшебница из Царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось : он стал разноцветным.
Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они нигде и никогда не видели.
Цветик - Разноцветик- так назвали цветы необычный цветочек.
Цветы гордились своим соседством с ним.
( Количество звуков:-24, -14, з-15, ц-25.)
Задания и вопросы к сказке
«Цветик – Разноцветик»
1. Произнеси слова из сказки, в которых есть звуки «с,, з,ц» (голосом выделяя нужный звук).
2. Слушая еще раз сказку, хлопай в ладоши всякий раз, когда услышишь звук «ц».
3. Повтори слова синего цветочка как можно более грустно.
4. Нарисуй синий цветочек и Цветик – Разноцветик. Расскажи, что между ними общего и разного.
5. Представь, что ты - синий цветочек, и произнеси фразу: «Я люблю солнышко. Когда оно светит, мне тепло и уютно». Представь, что ты – Цветик – Разноцветик, и произнеси эту же фразу.
6. Как выглядел синий цветочек?
7. Хвасталась ромашка?
8. Что говорила о себе Роза?
9. Чему радовался Василек?
10. О чем грустил синий цветочек?
11. Кто помог синему цветочку стать разноцветным?
12. Как назвали цветы новый цветок?
Дополнительные задания
к сказке «Цветик – Разноцветик»
1. Возьми желтый карандаш и закрась все встретившиеся тебе в тексте буквы «с».
2. Произнеси слова сказки со звуком «с» в начале слова, в середине, в конце.
3. Нарисуй контуры предметов, в названии которых звук «с» стоит в начале слова. Контур предметов заштрихуй вертикальными полосками зеленого цвета (сверху вниз).
4. Возьми цветные проволочки и «сделай» из них буквы «с», «о», «м». Выложи слово «сом». Произнеси слово «сом», выделяя голосом первый звук, второй, третий.
5. Выложи слово «сом» наоборот. Получилось слово? Какие буквы следует добавить к этим, чтобы получилось слово «Москва»? «Сделай» эти буквы из проволоки и выложи все слово на столе.
6. Нарисуй квадрат, треугольник и прямоугольник. Квадрат заполни буквами «с» синего цвета; треугольник- буквами «з» зеленого цвета, а прямоугольник – «ц» разных цветов.
Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно уделяя им по 8 – 10 минут ежедневно.