МААМ-картинки

Использование нетрадиционных материалов в развитии творчества детей в образовательной и самостоятельной деятельности

Светлана Сивкова
Использование нетрадиционных материалов в развитии творчества детей в образовательной и самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детского творчества, является актуальной проблемой современной педагогики. Теперь перед системой образования ставится одна из основных целей – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Публикация «Использование нетрадиционных материалов в развитии творчества детей в образовательной и самостоятельной деятельности» размещена в разделах

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - это усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно – творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительное творчество детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и самостоятельно, способствуют решению учебных задач и заданий.

В процессе создания поделки, рисунка, ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, созданному им, или огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая, работу ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс и жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку, пережить радость творчества.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский (1,стр. 27) отметил, что любая практика, любой опыт усваиваются детьми, двумя способами. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А. А. Волкова (3,стр. 92, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых, участие принимают: ум (знание, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка – значит дать обильную пищу для творчества детей; научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве все виденное ими.

Развивать творчество детей можно во многих направлениях, в том числе и с разными материалами : это разнообразные виды бумаги, салфетки, ватные диски, вата. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание объемов, техника торцевания, «бумагокручение» и др. Изготовление поделок доставляет детям огромное наслаждение, особенно когда образы удаются, и огорчение - если образ не удался. Но мы воспитываем у детей стремление добиваться положительных результатов. Для этого в ИЗО – уголке созданы условия, чтобы ребенок самостоятельно или совместно с воспитателем смог «поиграть» с бумагой, скручивая ее, складывая в разных направлениях.

Работа с нетрадиционными материалами и бумагой позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользование различными инструментами; приемы соединения деталей и поделок; создание выразительных образов в разных техниках. В. А. Сухомлинский (2,стр. 121) писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова (4,стр. 56) выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображения, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребёнка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами. Работа направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно-личностной сферы.

В процессе работы развивается :

• мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны головного мозга; сенсорное восприятие, глазомер;

• логическое воображение;

• волевые качества (усидчивость, терпение);

• художественные способности и эстетический вкус;

• формирование добрых чувств, к близким людям;

• формирование самостоятельности, уверенности к себе, самооценки.

Работая по данной теме, мы ставили следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества с использованием нетрадиционных материалов в образовательной и самостоятельной деятельности детей.

Исходя из цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей старших дошкольников с использованием нетрадиционных материалов.

2. Выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в бумажной пластике.

3. Разработать систему занятий по обучению детей старшего возраста с использованием нетрадиционных материалов и бумаги.

4. Организовать и провести работу по обучению детей разнообразным методам и приёмам изготовления поделок из разнообразных материалов, для развития детского творчества.

Конкретные задачи заключались в выявлении у детей уровня развития навыков художественной деятельности, а именно умение использовать приёмы работы с бумагой и нетрадиционными материалами.

Мы предлагали детям различные сорта бумаги, салфетки, ватные диски, вата и давали задание: рассказать о них, их особенностях, и что можно сделать из них. Затем, мы предоставляли детям, самостоятельно выбрать какой либо материал, посмотреть и потрогать его; подумать и рассказать, какой материал можно использовать для изготовления той или иной поделки. Одновременно, мы предлагали детям посмотреть несколько поделок, выполненных с помощью нетрадиционных материалов и бумаги.

На первоначальном этапе работы необходимо постепенно подводить детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец.

Начиная работу по обучению создания поделок, основное внимание мы обращали на освоение детьми основных приёмов. Но это не значит, что мы исключили творческие задания, часто обучение техническим приёмам мы проводили параллельно с творческими заданиями для детей.

При обучении различным способам преобразования нетрадиционных материалов и бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приёмов занимает показ способов работы.

Цикл образовательных задач направлен : на знакомство с нетрадиционными материалами и бумагой; обучение детей работе с этими материалами; умение передавать особенности форм и строения предметов; использование и сочетание цветовых оттенков; формирование и закрепление технических умений и навыков.

Цикл развивающих задач направлен : на развитие таких процессов, как восприятие, внимание, память, обзорное мышление и творческое воображение.

Цикл воспитательных задач направлен: на воспитание интереса к различным нетрадиционным материалам, чувства коллективизма, и эстетического вкуса; на воспитание самостоятельности и инициативы; желание творить и радоваться от полученного результата.

Работа ведётся на занятиях по изобразительному творчеству и самостоятельной деятельности, где широко применяются игровые приёмы, сюжетные моменты, загадки, этюды и т. д.

Таким образом, работа с бумагой и нетрадиционными материалами положительно влияет на развитие художественных навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста. Под воздействием впечатлений от новых находок в приёмах работы проявляются новые оригинальные способы преобразования различных художественных поделок из бумаги и нетрадиционных материалов.

Библиографический список:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., СОЮЗ, 1997

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., Издательский центр Академия, 1999

3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика,1983

4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., Педагогика, 1987

5. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Просвещение,1982

Публикации по теме:

«Использование народного творчества в развитии в развитии речи детей дошкольного возраста»«Использование народного творчества в развитии в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: Обогатить эмоционально-двигательное и речевое развитие детей на основе стихов, русских народных потешек. Задачи: 1. Развивающая.

Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи у детейИспользование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики как стимул развития речи у детей Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: " Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?" "Как же подготовить.

Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав.

Использование метода проектов как формы самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ Зеленова И. Н., старший воспитатель ГБДОУ.

Использование мнемотехники в развитии речи в рамках совместной и самостоятельной деятельности дошкольников В 20-х гг. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что.

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста Самым благоприятным периодом для развития образного мышления, психических процессов и творческого воображения является дошкольный возраст.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с ЗПР»Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с ЗПР» «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с задержкой психического развития».

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста. Формирование речи у дошкольников является важной и.

Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми» Сегодня мы поговорим о совместной творческой деятельности детей и родителей, о влиянии этой деятельности на развитие ребёнка и гармонизацию.

Занимательные занятия из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста Занимательные занятия из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста. Термин «конструирование».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных материалов в развитии творчества детей в образовательной и самостоятельной деятельности
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 21:02
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных материалов в развитии творчества детей в образовательной и самостоятельной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сивкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД