Лариса Викторовна Соленикова
Использование нетрадиционных и интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей
Использование нетрадиционных и интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей.
Успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями. И основной целью этого взаимодействия я вижу - «установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».
Публикация «Использование нетрадиционных и интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому моя работа имеет большой объем и строится в разных направлениях. Одно из них - сотрудничество с семьями воспитанников.
К тому же за последние годы, я заметила, что повысилась заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей.
Из эффективных форм сотрудничества нашего детского сада с семьями воспитанников, используемых мною на практике, можно отметить следующие:
* совместное проведение досугов, спектаклей и развлечений;
* организация индивидуальных консультаций-практикумов «Мои помощники», где родителям предлагаю попробовать себя в роли логопеда;
* разнообразные тренинги,мастер-классы;
* консультации на сайте и в газете д/с;
* выпуск буклетов и памяток для родителей;
Для меня в моей практике сотрудничества с семьями воспитанников интереснее и действеннее интерактивные методы. Недавно я стала играть в квесты. Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей. Я хочу привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляю в работе с детьми. А это, я надеюсь,сделает воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.
Повышая логопедическую компетентность родителей, я поставила перед собой задачи:
• пробуждать у родителей интерес и желание заниматься со своими детьми дома;
• формировать у родителей навыки наблюдения за своим ребёнком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;
• устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
• воспитывать у родителей привычку обращаться за помощью к специалистам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.
Я заметила, что, применяя в своей практике интерактивные методы, значительно углубляю своё воздействие на родителей. Они получают знания и опыт непосредственного проживания и реагирования, а это способствует появлению у родителей коррекционных и психолого-педагогических знаний и навыков.
* «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю» - говорится в китайской поговорке. Поэтому, как мне кажется, методология участия и взаимодействия с логопедом и детьми, полностью вовлекает родителей в процесс воспитания своих детей.
Результатом нашего тесного общения с родителями стало следующее :
* Родители сознательно включаются в коррекционный процесс.
• Возникает взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции речи.
• Создается особый эмоциональный микроклимат в отношениях родитель – ребенок – учитель-логопед, благодаря которому ребенок более успешен.
• Значительно сокращается временной период, необходимый для закрепления полученных навыков на коррекционных занятиях.
•Большинство детей выпускаются с хорошей речью в массовые школы.
Такие нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, как логоквесты, можно использовать для : формирования словаря; развития фонематических процессов; автоматизации и введения в речь поставленных звуков; формирования лексико-грамматического строя речи; развития связной речи. Элементы квеста я использую также на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях, при знакомстве с новой темой или при закреплении и обобщении ранее изученного материала. Дети с большим желанием выполняют задания, взаимодействуя друг с другом. Сложный коррекционный процесс становится увлекательным и желаемым. Большой выбор игровых заданий позволяет полностью индивидуализировать коррекционный подход к каждому ребёнку. Наше общение с детьми становится занимательным, насыщается положительными эмоциями. Родители, в свою очередь, отмечали мне, что игры из квестов помогают им организовывать коррекционную работу с ребенком дома, помогают понять содержание и важность моей коррекционной работы. Некоторые родители так увлекаются, что совместно с детьми даже придумывают и изготавливают новые игровые задания.
А ещё я убедилась в том, что активное участие родителей в коррекционном процессе подводит их к изучению специальной литературы по интересующим вопросам. Для этого у меня в кабинете собрана библиотека специальной литературы по проблемам коррекционного воспитания, обучения и развития детей.
Использование интерактивных методов и нетрадиционных форм взаимодействия помогло заинтересовать и повысить компетентность родителей в вопросах коррекционной логопедической работы. По отзывам родителей, они приобрели практический опыт. У родителей возникает интерес и стремление к совместной деятельности, они становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Учитель-логопед Соленикова Лариса Викторовна
МДОУ «Детский сад №56» г. Ярославль