Татьяна Куркова
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования по профилактике плоскостопия в кружковой работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым»
Современное, быстро развивающее образование, предъявляет высокие требования к дошкольникам и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное дошкольное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения дошкольников к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальные аспекты. Именно дошкольное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, исключая негативное воздействие социального окружения. Поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы вДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.
Публикация «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования по профилактике плоскостопия в кружковой работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Массажные коврики, дорожки
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Главной целью физического воспитания в ДОУ является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми в нашем ДОУ является кружок «Здоровячок». В рамках кружковой работы я провожу занятия по профилактики плоскостопия. Причинами плоскостопия являются : врожденная патология (11,5% от всей врожденных дефектов стопы, рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц) и неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно не в нарушении двигательного режима, а в ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата.
Наиболее целесообразны и полезны упражнения по профилактике плоскостопия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Так как к этому временидети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. Старшие дошкольники обладают хорошей способностью адаптироваться к физическим нагрузкам разного характера, оказывающим тренирующие воздействие. А использование спортивных игр и упражнений на занятиях способствуют достижению «запаса прочности» здоровья воспитанников, развития их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности.
В своей работе я ставлю следующие цели:
Построение модели здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса, основанного на выявлении уровней заболеваний нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Осуществление профилактической и индивидуальной работы с детьми.
Для осуществления этих целей поставила перед собой следующие задачи:
Создание условий и микроклимата для организации здоровьесберегающей среды.
Формирование элементарных знаний по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Использование профилактических, оздоровительных и коррекционных методик.
На своих занятиях я использую разные дорожки здоровья, сделанные из крышек от пластиковых бутылок, пуговиц, из вязанных шариков. Она повышает, помогает снизить локальные перегрузки стопы и разгрузить болезненные участки, за счет вовлечения в опору большей площади подошвенной поверхности. Оптимальный профилактический эффект достигается за счет того, что массажные бугорки на их поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецепторы подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов.
Для массажа стопы и профилактики плоскостопия можно также использовать и деревянные палочки для игры в городки. Эти палочки мы используем не только для массажа стопы, но и для выкладывания пальцаминог букв. Что также стимулирует кровообращение в своде стопы.
Еще один из видов нестандартного инвентаря - капсулы от киндер-сюрпризов. Капсулы складываются в обруч дети садятся вокруг, опираясь о руки или локти, и пальцами ног стараются собрать предметы и вынести их за обруч. В качестве таких мелких предметов можно использовать крышки от пластиковых бутылок, карандаши и т. д. Но капсулы в отличие от других предметов гладкие и для того, чтобы их собрать надо приложить больше усилий. Это также способствует лучшему сокращению мышц.
На занятиях кружка для профилактики плоскостопия я также использую и другой нестандартный инвентарь, например помпоны, карандаши и листы бумаги. Из бумаги формата А4загибаем пальцами ступни разные фигуры, из карандашей и помпонов делаем цветы, различные геометрические фигуры.
Носовые платочки при помощи пальцев ступни разворачиваем и обратно складываем, переносим с одного места на другое. Все перечисленные упражнения способствуют укреплению мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа.
Таким образом, занятия с нестандартным оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, делают двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.