Елена Махнева
Использование нейропсихологических упражнений в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями в развитии. В процессе работы специалисты активно используют нейропсихологические упражнения, которые оказывают положительное воздействие на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Публикация «Использование нейропсихологических упражнений в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
Дети с задержкой психического развития отличаются повышенной утомляемостью, неспособностью сосредоточиться на деятельности. В их деятельности преобладает игровой мотив, а не познавательный. В этом случае очень успешным становится применение нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу любому малышу. Один из главных принципов в работе здесь – «от простого к сложному».
В чем же польза нейропсихологических технологий? Они направлены на развитие:
• восприятия,
• внимания,
• памяти,
• формирование пространственных представлений,
• умения прогнозировать результаты своих действий,
• умения делать выводы.
Вот почему так важно развивать межполушарные связи.
Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равномерно развиты. Если связь между полушариями слаба, то ребёнок испытывает сложности в обучении, возникают проблемы с восприятием, памятью.
Очень важно развивать межполушарные связи. А нейропсихологические игры являются доступным средством позволяющим улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».
Я считаю, нейропсихологические игры являются универсальными в том, что их можно использовать как профилактические и развивающие, а можно – с целью коррекции нарушений.
В своей работе я широко применяю нейропсихологические упражнения и хочу поделиться с вами некоторыми, которые использую как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с детьми.
Нейропсихологическая игра «Умные дорожки» позволяет задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения пальцами по заданной дорожке. Игра развивает координацию движений, синхронизирует работу глаз и рук, развивает мелкую моторику, мышление, концентрацию внимания.
Игра «Кулак-ребро-ладонь» суть этой игры заключается в последовательной смене положения рук, развивают саморегуляцию и самоконтроль.
«Межполушарная доска» Это очень полезный тренажер для развития межполушарного взаимодействия. Представляет он собой деревянную дощечку с вырезанными в ней лабиринтом. Выполняя это упражнение можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. Повышает концентрацию внимания, усидчивость, синхронизирует работу обоих полушарий мозга, синхронизируется работа глаз и рук, стабилизируется эмоциональное состояние
Так же использование многообразных упражнений с «балансировочной доской», очень ценный тренажер для развития межполушарных связей, когда дети осваивают балансировочный тренажер, мы начинаем включать в занятия дополнительное оборудование, это могут быть кольцебросы, мешочки, мячики. Именно совокупность балансира и дополнительного оборудования оно воздействует на все дефицитарные участки головного мозга и происходит компенсация в развитии, поэтому этот тренажер мы стараемся очень часто использовать в своих занятиях.
Это далеко не полный перечень нейропсихологических игр, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Подводя итог, можно отметить, что регулярное использование нейропсихологических упражнений в работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность.