Лучший педагог года

Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ

наталия сапожникова
Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В данном выступлении предложен материал из опыта работы воспитателя по использованию нейропсихологических упражнений, направленных на преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ. Адресован специалистам-практикам дошкольной коррекционной сети.

Публикация «Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Сенсомоторная коррекция – это комплекс коррекционно-развивающих упражнений и воздействий на тело ребенка, позволяющее развить проблемные отстающие функции головного мозга.

Развитие головного мозга происходит поэтапно:

- сначала формируются базовые сенсомоторные функции, а потом на них настраиваются более сложные – высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие.

Если нарушения произошло на самом начальном этапе формирования мозга, то оно повлечет за собой проблемы в высших надстройках, то есть у ребенка может быть задержка речевого развития, дефицит внимания, задержка психического развития, гиперактивность, эмоциональная нестабильность и другое.

Кому необходима сенсомоторная коррекция?

Расстройства аутистического спектра

Задержка психического развития

Задержка речевого развития

Резкие перепады настроения, непослушность, агрессивное поведение

Неговорящие дети (все виды алалии)

Синдром дефицита внимания (СДВГ)

ДЦП

Органические расстройства

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы воспитываем и обучаем детей с задержкой психического развития, с РАС (расстройства аутистического спектра, со сниженным интеллектуальным развитием, с ДЦП (детским церебральным параличом, со сложным дефектом развития.

В данной ситуации мы ясно осознаем, как важно с первого дня поступления в наш детский сад, начинать коррекционную работу по развитию ребенка, и упорно ищем современные средства для достижения лучших результатов.

Опыт нашей работы показал, что включение нейропсихологических упражнений в различные виды деятельности является наиболее эффективным способом коррекции нарушения развития детей.

Мы используем :

упражнения на повышение уровня активации (самомассаж или пальчиковая игра)

• артикуляционная гимнастика

• Дыхательные упражнения

• Глазодвигательная гимнастика

• Двигательные упражнения

• Арт-терапия (изобразительная деятельность)

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

К основным блокам упражнений по сенсомоторной коррекции относятся :

Дыхательные

Глазодвигательные

Растяжки

«Ползания»

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. Применяется в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Дыхательные упражнения

Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, потом стоя.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учим ребёнка дышать только через нос. Чтобы ребёнок дышал правильно учим представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее чем вдох.

Провожу два раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.

Упражнения :

- «цветок распускается»;

- «поднимаем выше груз»;

- «лес шумит»;

- «травушка колышется»;

- «грибок»;

- «насос»;

- «вертолёт»;

- «рубка дров».

Универсальным является четырех фазное дыхательное упражнение, содержащие равные по времени этапы: «вдох-задержка-выдох-задержка».

Вначале каждый из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.

Глазодвигательные упражнения

Слежение глазами идет за предметом расположенным на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе от 3-7 секунд с фиксацией в крайних положениях.

При выполнении упражнений голова ребенка всегда фиксирована. Ребенок смотрит прямо перед собой, отрабатывается движение глаз по четырем основным направлениям – вверх, вниз, направо, налево и четырем вспомогательным направлениям - по диагоналям к себе и от себя.

Рисование однонаправленных (разнонаправленных) клубочков, палочек, линий.

Цель таких упражнений – расширение глазодвигательного диапазона и развитие межполушарных связей (если ребёнок рисует круги и клубочки – развивается правое полушарие; если линии и палочки – левое).Такие упражнения можно давать в виде домашних заданий.

Растяжки

Система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении.

При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Растяжки должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

Ползание (формирование базовых сенсомоторных взаимодействий)

Положительное влияние оказывают не только упражнения, включающие взаимодействие рук или ног, но так же и сочетанные движения правой и левой половин тела.

При этом вначале коррекции в упражнениях руки располагаются параллельно друг другу, затем-позже - перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, а левая – за правую и т. д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.

Таким образом, нейропсихологическая коррекция - это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии и в развитии регулятивных функций. Такие занятия способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности.

Дидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материалаДидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материала Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка. Необходимо уделять особое внимание развитию.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Правильное физическое воспитание детей – одна.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ
Опубликовано: 30 мая 2021 в 17:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем наталия сапожникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД