наталия сапожникова
Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В данном выступлении предложен материал из опыта работы воспитателя по использованию нейропсихологических упражнений, направленных на преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ. Адресован специалистам-практикам дошкольной коррекционной сети.
Публикация «Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
Сенсомоторная коррекция – это комплекс коррекционно-развивающих упражнений и воздействий на тело ребенка, позволяющее развить проблемные отстающие функции головного мозга.
Развитие головного мозга происходит поэтапно:
- сначала формируются базовые сенсомоторные функции, а потом на них настраиваются более сложные – высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие.
Если нарушения произошло на самом начальном этапе формирования мозга, то оно повлечет за собой проблемы в высших надстройках, то есть у ребенка может быть задержка речевого развития, дефицит внимания, задержка психического развития, гиперактивность, эмоциональная нестабильность и другое.
Кому необходима сенсомоторная коррекция?
Расстройства аутистического спектра
Задержка психического развития
Задержка речевого развития
Резкие перепады настроения, непослушность, агрессивное поведение
Неговорящие дети (все виды алалии)
Синдром дефицита внимания (СДВГ)
ДЦП
Органические расстройства
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы воспитываем и обучаем детей с задержкой психического развития, с РАС (расстройства аутистического спектра, со сниженным интеллектуальным развитием, с ДЦП (детским церебральным параличом, со сложным дефектом развития.
В данной ситуации мы ясно осознаем, как важно с первого дня поступления в наш детский сад, начинать коррекционную работу по развитию ребенка, и упорно ищем современные средства для достижения лучших результатов.
Опыт нашей работы показал, что включение нейропсихологических упражнений в различные виды деятельности является наиболее эффективным способом коррекции нарушения развития детей.
Мы используем :
• упражнения на повышение уровня активации (самомассаж или пальчиковая игра)
• артикуляционная гимнастика
• Дыхательные упражнения
• Глазодвигательная гимнастика
• Двигательные упражнения
• Арт-терапия (изобразительная деятельность)
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
К основным блокам упражнений по сенсомоторной коррекции относятся :
Дыхательные
Глазодвигательные
Растяжки
«Ползания»
Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. Применяется в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Дыхательные упражнения
Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, потом стоя.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учим ребёнка дышать только через нос. Чтобы ребёнок дышал правильно учим представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее чем вдох.
Провожу два раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.
Упражнения :
- «цветок распускается»;
- «поднимаем выше груз»;
- «лес шумит»;
- «травушка колышется»;
- «грибок»;
- «насос»;
- «вертолёт»;
- «рубка дров».
Универсальным является четырех фазное дыхательное упражнение, содержащие равные по времени этапы: «вдох-задержка-выдох-задержка».
Вначале каждый из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.
Глазодвигательные упражнения
Слежение глазами идет за предметом расположенным на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе от 3-7 секунд с фиксацией в крайних положениях.
При выполнении упражнений голова ребенка всегда фиксирована. Ребенок смотрит прямо перед собой, отрабатывается движение глаз по четырем основным направлениям – вверх, вниз, направо, налево и четырем вспомогательным направлениям - по диагоналям к себе и от себя.
Рисование однонаправленных (разнонаправленных) клубочков, палочек, линий.
Цель таких упражнений – расширение глазодвигательного диапазона и развитие межполушарных связей (если ребёнок рисует круги и клубочки – развивается правое полушарие; если линии и палочки – левое).Такие упражнения можно давать в виде домашних заданий.
Растяжки
Система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении.
При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Растяжки должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.
Ползание (формирование базовых сенсомоторных взаимодействий)
Положительное влияние оказывают не только упражнения, включающие взаимодействие рук или ног, но так же и сочетанные движения правой и левой половин тела.
При этом вначале коррекции в упражнениях руки располагаются параллельно друг другу, затем-позже - перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, а левая – за правую и т. д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция - это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии и в развитии регулятивных функций. Такие занятия способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.