Алла Богданова
Консультация для воспитателей «Использование нейромеханизмов в коррекционной работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения
в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала
и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие
недоразвития и особенностей развития головного мозга современных
детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь
в логопедической работе приходит применение нейропсихологических
методик. Нейропсихологическая методика представляет собой
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование нейромеханизмов в коррекционной работе логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
совокупность специальных методов, направленных на компенсацию
поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция
актуальна для детей любого возраста, её применение дает
положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ЗПР, УО,
ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др.). Обучая детей со сложным дефектом
необходимо опираться на методики и технологии многих научных
областей. Необходимо обобщить опыт различных специалистов, либо
освоить все соприкасающиеся профессий. Нейропсихологический подход
является отличным дополнением к коррекционной программе, и
реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет
глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и
выстроить грамотную стратегию сопровождения. У детей, имеющих
сложности в освоении программ, прослеживается недостаточность
высших психических функций и межсистемного взаимодействия,
нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для
дальнейшего успешного обучения. В нейропсихологической работе
выделяют четыре основных этапа: 1. Диагностика. Обследование ребенка,
выявление особенностей его развития, а также создание программы
коррекционной работы. 2. Установка. Создание установки активного
сотрудничества и взаимодействия, мотивации для плодотворной работы. 3.
Коррекция. Реализация программы коррекционной работы с правом
изменения сроков, объема и содержания программы (в связи с контролем
зоны ближайшего развития). 4. Оценка. Фиксация результата коррекции
после контрольного нейропсихологического обследования. При
проведении диагностики используются специальные материалы:
диагностический комплекты, опросники для родителей, нейроальбом,
протокол предъявления проб, материалы различных авторов, например:
Тейлор и Рей- Остерриц. Коррекционная деятельность имеет в своей основе
три основных направления: 1. Формирование основ для становления
базовых высших психических функций. 2. Развитие и коррекция связей
межполушарного взаимодействия. 3. Стимулирование развития
познавательных функций.
Ведущий метод коррекционно-развивающей работы – метод
замещающего онтогенеза. Этот метод базируется на воздействии на
сенсомоторный уровень, что вызывает активизацию и развитие высших
психических функций. Этот метод воздействия, ведет к становлению
единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие
детской личности и приносит стабильный результат. На этапе коррекции
фонематических процессов и работы по звукоразличению, можно
использовать нейропсихологические методы А. В. Семенович. Пример:
Ребенок путает парные звонкие или глухие согласные: работа начинается с
анализа. Отчётливо произносим смешиваемые звуки, следим за артикуляцией
перед зеркалом, обращая внимание на положение языка, губ и щек.
Запоминаем звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых
цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет выделять нужный звук.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого
функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие
личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо
введение кинезиологических упражнений, которые позволяют
активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить
систематизированную работу полушарий мозга. Использование
нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и
коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых,
двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы
для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность
логопедам более качественно вести свою работу.
Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с
детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты по исправлению
этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает
возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей
речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие
расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления
психоречевых нарушений.
Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого
полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и
запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый
учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом,
и поэтому лучше усваивается. Описанные в статье кинезиологические
упражнения способствуют развитию координации движений и
психофизических функций.
Для повышения результативности индивидуальных и групповых
логопедических занятий авторами была разработана и апробирована серия
игр. Игровые занятия направлены на развитие двигательной активности и
общей моторики, концентрацию внимания, формирование межполушарных
связей и совершенствование фонематического восприятия (дифференциации
звуков и навыков звукового анализа).
Игра «Зайчики»
Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до
правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки», если они услышат
заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо
дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра
способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание,
ловкость, снимает психологическую нагрузку. Формирует навык
практической ориентировки на своем теле и положительное отношение к
занятиям.
Игра «Старый друг»
В начале игры педагог обязательно показывает детям, как необходимо
выполнять действия. При необходимости можно использовать схематичные
рисунки. В данной игре логопед предлагает детям обнять себя, положив одну
руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко
обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, педагог
предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое
плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее
подключается инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять
положение, проговаривая заданные логопедом звуковые дорожки. Например,
Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка,
и он здоровается ТО_ТО_КО.
Данная игра способствует развитию межполушарных связей, внимания.