Ирина Бондарь
Использование наглядных пособий при формировании звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевым недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что данный навык является основным при обучении детей в начальной школе и в будущем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в школьное обучение. Упражнения, направленные на совершенствование звукового анализа и синтеза, опираются на четкие кинестетические ощущения, что способствует осознанному звучанию речи и является базой для подготовки к обучению грамоте.
Публикация «Использование наглядных пособий при формировании звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевым недоразвитием» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу служит закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.
Это повышает интерес к звукам речи, словам общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. Дети овладевают операциями анализа и синтеза на наглядно представленном ярком, красочном материале. Схемы и модели слога, слова постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку не только слышать, но и увидеть элементы речи, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения.
Мной были выбраны следующие задания с использованием наглядных пособий, способствующие эффективности формирования навыка звукового анализа и синтеза.
Пособие из серии «Сенсорные дорожки» «Бабочка» представлено на рисунке 1.
Цель: развитие звукового анализа слова.
Вариант. Предположим, детям следует объяснить, как найти место звука [С] в слове «стул». Для этого логопед двигает бабочку по цветкам. При этом взрослый медленно произносит слово и делает акцент на звуке [С]. Если звук слышится в начале слова, бабочка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, бабочка "летит" до конца дорожки и "останавливается" там [3, с. 7].
Пособие «Пирамидка» представлено на рисунке 2.
Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.
Вариант 1. Детям предлагается картинка, которую они должны назвать. Слово делят на слоги. Далее считают количество слогов и показывают на слоговой линейке.
Вариант 2. Дети выполняют звуковой анализ слова (картинка вставлена в верхнее окошечко).
Вариант 3. Дети выполняют звуковой анализ слова, затем каждый звук обозначают буквой.
Пособие «Звуковые линейки» представлено на рисунке 3.
Цель: развитие звукового анализа (определение места звука в слове).
Вариант игры. Изучаете какой-либо звук, раздаёте линейку (использую каждое занятие как тренировочные упр.) и к ней фишку (это определённый символ-звук).
Самый первый звук в слове будет на первом квадрате, там где голова птички, самый последний звук в слове будет на последнем квадрате, там где хвост птички, если нужного звука нет ни в начале, ни в конце, значит звук будет по серединке, там где туловище птички (аналогично со всеми другими линейками). Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с вашей помощью) и переставляют фишку.
Пособие «Телевизор»
Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слове, выполнять звуковой анализ слова.
Вариант игры. На экране телевизора появляется картинка. Дети называют её, определяют последовательность и количество звуков в слове; составляют схему слова, обозначая звуки цветными символами.
Пособие «Паровоз» представлено на рисунке 5.
Цель: определение позиции звуков в слове.
Вариант. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В первый вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во второй – с изучаемым звуком в середине слова; в третий – с заданным звуком в конце слова.
Пособие «Накорми Карлсона» представлено на рисунке 6
Цель: синтез слогов из букв.
Вариант. Детям нужно «накормить» Карлсона из двух банок варенья, в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой – с гласными буквами.
Пособие «Путаница» .
Цель: обучение детей звуковому анализу и синтезу.
Вариант. Необходимо выделить начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать или вставить буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово (для дошкольников умеющих печатать буквы) [2].
Многофункциональность таких пособий решает многие коррекционно-развивающие задачи. Они направлены не только на развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа, но и на уточнение, расширение и активизацию словаря по каждой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи, развитие зрительного и слухового внимания, формирование навыка сотрудничества.
Каждое пособие - это своеобразная модель слова, состоящая из определенных обязательных структурных элементов:
1) информация о звуке (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой,
2) место звука в слове,
3) количество слогов.
В качестве элементов модели слова выступают части изображения. Каждая часть рисунка является носителем определенной информации.
Конечно, желательно подбирать слова для звукового анализа логически подходящие к теме модели, предложить слова по лексической теме. Например, если представлена модель «Зонт», «Грибок», то можно предложить слова из словаря по лексической теме «Осень», «Лес», «Грибы», «Ягоды», «Осенняя одежда».
Литература:
1. Мурзаева, А. М. Звуко-буквенный анализ и синтез [Электронный ресурc]. – https://infourok.ru/zvukobukvenniy-analiz-i-sintez-867408.html
2. Романова, Н. С. Пособия по развитию речи / Н. С. Романова. // Логопед. – 2008. – №2. – С. 62-66
3. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет / Т. А. Ткаченко. – М. : ГНОМ и Д, 2005. – 48 с.