Нина Жидкова
Использование наглядности для формирования связной монологической речи с применением сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной монологической речи у дошкольников с нарушением речи является важнейшей задачей учителя-логопеда и воспитателя, работающего с данными детьми, ибо монологическая речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.
Публикация «Использование наглядности для формирования связной монологической речи с применением сказки» размещена в разделах
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Известно, что С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т. д. были расположены в нужной для развернутого высказывания последовательности [4, с. 35].
Большую помощь нам оказала статья Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов». Мы изготовили по аналогии свои наглядные схемы, помогающие детям с нарушением речи составлять описательные рассказы о деревьях, овощах и фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных. Работая с детьми, мы все более убеждались, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогло добиться хороших результатов [5, с. 33].
Затем мы построили свою работу дальше: начали использовать схемы, иллюстративные панно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложение и текст в целом.
Организуя занятия по обучению пересказу, мы придерживались определенного плана:
1) организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);
2) чтение текста (без установки на пересказ);
3) разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставили так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);
4) повторное чтение текста (с установкой на пересказ0;
5) пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
6) упражнение на закрепление языкового материала);
7) анализ детских рассказов.
Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.
Исходя из этого, мы разработали конспекты занятий по обучению пересказу детей с нарушением речи с опорой на иллюстративное панно, в том числе по теме «Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы» в обработке К. Д. Ушинского». В центре фланелеграфа помещали картинку с изображением птиц, рыб, зверей, взрослых, детей. Так перед глазами детей появляется наглядный план пересказа.
Успешно справились дети и с пересказом довольно большой по объему и количеству действующих лиц мордовской сказки «Как собака друга искала» (в обработке С. Фетисова). На иллюстративном панно-схеме дети видят всех действующих лиц сказки, причем в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывают.
На последующих занятиях иллюстративные панно можно заменить моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети. Так, при пересказе рассказов К. Ушинского «Гуси», «Петушок с семьей» они сами зарисовывали простые схемы, отражающие последовательность описания внешнего вида петушка и гусей.
В процессе работы провели небольшое диагностическое исследование. Сначала учили детей пересказу традиционными приемами. Из семи детей с нарушением речи ни один ребенок не назвал все пять характеристик внешности петушка. Максимум названных признаков – четырех, минимум – один или два.
После зарисовки детьми условной схемы и пересказа с опорой на нее результаты изменились: пять признаков петушка назвали трое детей, четыре – также трое, три – один ребенок.
Наглядность (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы) можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений [1, с. 135].
Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребенку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков [2, с. 13].
В заключении отметим: положительные результаты обучения детей связной речи и пересказу свидетельствуют об эффективности используемых нами приемов.