Светлана Кимяева
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование наглядного моделирования
в коррекции лексико-грамматических нарушений
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Публикация «Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
В современной научно-педагогической литературе под определением понятия моделирования понимается наглядно-практический метод обучения, попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых понятий. На всех этапах коррекционной работы учителями-логопедами может активно использоваться метод наглядного моделирования, позволяющий облегчить образовательный процесс, разнообразить его и сделать более интересным для детей.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Включение наглядных моделей в процесс формирования лексико-грамматических категорий содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Метод наглядного моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
В непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи используются различные приемы наглядного моделирования, применяются как готовые схемы, так и собственные модели.
Наглядные модели обладают вариативностью и многофункциональностью, так как не привязаны к одной лексической теме, их цель - систематическое, многократное повторение речевого материала в аналогичных заданиях типа: «Один-много», «Назови ласково», «Назови детенышей», «Какой, какая, какие?», «Подбери словечко…», «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова-действия», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка», ««Чье жилище?», «Назови части», «Чей хвост?», «Чьи уши?», «Чьи лапы?», «Чем отличаются?», «Чем похожи?» и многие другие.
Работа по формированию лексико-грамматических категорий с использованием моделей проводятся поэтапно :
Обучающий этап: формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией (на этом этапе при показе символа вопрос или задание формулирует логопед).
Практический этап: ребенок самостоятельно формулирует вопрос или задание, опираясь на зрительный символ.
Итоговый этап: ребенок формулирует вопрос или задание без опоры на зрительный стимул.
Условные модели, карточки - схемы, символы вводятся постепенно.
Это могут быть замещения - вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
Например, знакомя детей с предлогами используются карточки-схемы. Детям показывают схему предлога, они находят картинку, соответствующую данной схеме. Или составляют предложения по двум опорным картинкам и предложенной схеме предлога. Так же широко используются схемы приставок пространственного значения в глаголах движения. Далее можно составлять рассказы, используя схемы предлогов и приставок по какой-либо теме, например «Как я гулял», «Путешествие на машине», «Как мышка заблудилась», «Прогулка на кораблике» и т. д.
Следующий прием наглядного моделирования это пиктограммы. Их применение способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. Для формирования навыков образования и использования относительных и притяжательных прилагательных.
Рисунок-пиктограмма подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.
С помощью пиктограммами можно выполнить различные игровые задания: например, игра «Семья». Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей. На столе или доске размещаются пиктограммы, а на столе карточки с изображением животных («рубашками» вверх). Ребё нку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.
Как показала практика применения данных моделей, интерес детей к заданиям стал намного выше, лучше и быстрее они понимают словесные инструкции за счет образования искусственных ассоциаций. Подбор слов не столь затруднен как раньше, планирование высказывания стало доступнее, а соответственно и ответы на вопросы точнее, динамичнее.
Возможности использования технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико–грамматических нарушений у старших дошкольников неограниченны.
Кроме активизации процесса запоминания, наглядные модели улучшают внимание, зрительное восприятие, развивают наглядно-образное, образно-схематическое и основы словесно-логического мышления, что необходимо в будущем для успешной учебной деятельности младшего школьника.
Применение различных наглядных моделей, их усложнение, создание новых – перспективное направление в дальнейшей работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.